Как «Транснефть» завоевала рынок транспортировки нефти
Чистая прибыль ПАО «Транснефть» с 2008 по 2017 г. выросла с 73 до 192 млрд
руб., дивиденды – с 1,2 до 82,5 млрд руб. (с 2% до 43% чистой прибыли).
Ожидается, что дивиденды за 2018 г. составят около 100 млрд руб.
Эти впечатляющие цифры приводят авторы публикации «Нефть и капитал» в своем
рассказе о внутреннем устройстве компании «Траснефть» и причинах ее успеха.
И ключевая причина, по мнению авторов, – это программы по повышению эффективности и другие мероприятия, которые проводят лично президент «Транснефти» Николай Токарев и председатель совета директоров компании министр энергетики РФ Александр Новак.
Благодаря оптимизации программы капитальных затрат, росту внутренней эффективности и свободного денежного потока, «Транснефть» и в ближайшие годы, по данным издания, сможет продолжить выплату дивидендов в размере 50% чистой прибыли.
Важно понимать, что становление «Транснефти», которая сегодня является крупнейшей в мире компанией по транспортировке нефти, прошло в сложные 1990-е годы. Как пишет «Нефть и капитал», предприятие началось с советской еще системы транспортировки нефти, состоявшая из 44,5 тыс. км магистральных нефтепроводов. С тех пор их протяженность выросла более, чем на 24 тыс. км, а грузооборот увеличился на 40%. В абсолютных цифрах «Транснефть» превосходит ближайшего иностранного конкурента в 8,4 раза.
Важный для компании проект – строительство в начале 2000-х нефтепровода
«Восточная Сибирь – Тихий океан», который, по сути, превратил ранее
разрозненную систему трубопроводов страны в единую структуру.
При этом, как отмечает издание, «Транснефти» удается, несмотря на огромный
географический разброс объектов, добиться высочайшей энергоэффективности. За
последние 8 лет удельное потребление электроэнергии компании снизилось на 16%.
А полное снижение удельных затрат на 100 ткм только за 2015-2017 гг. составило
6,5%. Удельное потребление электроэнергии составило по итогам 2017 г. 11,34
кВт-ч/1000 ткм. Для сравнения: средняя энергоэффективность крупных международных
компаний сектора составляет 13,36 кВт-ч/1000 ткм.
Причем издание отмечает, что экономия не идет во вред заботе о безопасности
окружающей среды и самих трубопроводов компании. Как пишет «Нефть и капитал», удельная
аварийность на магистральных трубопроводах компании оставляет 0,06 аварий на
1000 км, в то время как среднее значение аварий у международных компаний-аналогов
– 1,39. Также в разы отличается удельный объем разливов на 1000 км
трубопроводов: у Транснефти – 0,13
куб. м против 2,78 куб. м у компаний-аналогов.
«Нефть и капитал» сообщает, что совместная работа Новака и Токарева привела к тому, что по итогам 2017 г. величина удельных операционных расходов на транспортировку нефти ПАО «Транснефть» составила $0,32 на 100 ткм, что почти в 4 раза ниже медианного значения у компаний-аналогов – $1,24 на 100 ткм.
Другое направление работы руководства компании – повышение эффективности капитальных затрат компании, компания недавно улучшила прогноз по оптимизации программы капвложений. В отчете об устойчивом развитии за 2017 год «Транснефть» сообщала о планах оптимизации капвложений на 24,3 млрд руб. за 2017 – 2022 год. Однако уже в октябре того же года была озвучена возможность оптимизации капвложений на 94 млрд руб. за 2018 – 2022 год.
При этом, потребность в высокой операционной эффективности для «Транснефти» — органическая необходимость. Компании работает в условиях исторически сложившихся низких тарифов на транспортировку и их индексацией в последние годы ниже уровня инфляции. Для понимания: сегодня средний уровень тарифа «Транснефти» составляет $0,89 на 100 ткм, тогда как у компаний-аналогов средняя стоимость – $2,12 на 100 ткм. Тем не менее, высочайшая производительность труда (17,3 млн ткм/чел. против медианного значения у компаний-аналогов 7,8 млн ткм/чел.) позволяет компании удерживать рентабельность компании по EBITDA на уровне 40-50%.
Важно понимать, что предприятия «Транснефть» успешны и на международных рынках — «Транснефть-Диаскан» сегодня является признанным в мире инновационным центром внутритрубной диагностики, выпускающим уникальную продукцию. К примеру, специалисты компании создали комбинированный дефектоскоп и ультразвуковой прибор по выявлению произвольно ориентированных дефектов, который стал новой вехой в конструировании внутритрубных приборов.
Интересуются компанией и крупнейшие российские и международные инвесторы. По данным авторов, только за последние несколько лет доли в «Транснефти» приобрели суверенный фонд королевства Саудовской Аравии, Китайская инвестиционная корпорация, Японский банк международного сотрудничества, а также РФПИ. В условиях ограниченного доступа к международному капиталу, инвестиции со стороны иностранных фондов являются большим успехом, отмечает издание.