Почему на практике АСВГК вызывает столько вопросов
В прошлом году государство создало национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», цель которого заключалась в оптимизации отрасли грузовых перевозок по нескольким пунктам. В том числе, речь шла о том, чтобы сократить количество аварий, снизить перегрузку автодорог, внедрить «умные» автоматизированные технологии. Частью проекта стала и автоматическая система весогабаритного контроля, сеть которой в перспективе 5 лет должна насчитывать порядка 400 пунктов.
Первоначальная задача АСВГК – не допустить перегруза машин, которые портят качество трасс, путем выписывания весомых штрафов грузовикам с перегрузом. Ответственность перевозчика наступает уже при перевесе в 2% при отсутствии специального разрешения и в 10% – при его наличии.И задача благая, если бы не практическое воплощение системы. Бизнес нередко «ловил» АСВГК на передаче некорректных данных. Так, в республике Коми при температуре ниже 15 градусов система некорректно вычисляет габаритные объемы, а на морозе выхлопные газы образуют облако над кабиной и кузовом, которые система считывает, как груз. А в Биробиджане, по данным АСВГК, размер одного и того же автомобиля самопроизвольно колебался в пределах двух метров. Многочисленные нарушения зафиксированы также в Приморском крае.
Поэтому предложения о доработке АСВГК не утихают – эта тема обсуждается последний год с завидной частотой на самых разных конференциях и мероприятиях. 1-2 октября в Москве состоится 5-я международная конференция «Грузовые автоперевозки-2019: вызовы и возможности». Один из спикеров конференции, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями группы компаний «Деловые Линии» Александр Лашкевич, считает, что наличие информирования водителя и собственника ТС о выявленном автоматикой перегрузе, а также разработка процедуры оспаривания выставленных штрафов, – необходимость, которая в любом случае должна быть решена. Также важно обеспечить сравнимость показаний АСВГК на разных участках следования одной и той же машины.
Есть еще ряд проблемных моментов, которые нужно урегулировать законодательно. Например, трактовать погрешность автоматических весов в пользу перевозчика, а также разделить ответственность перевозчика и грузоотправителя. Нередко водитель наемного перевозчика не может проверить, есть ли перевес, а грузоотправителю при «небольшом превышении» выгоднее отправить груз одной машиной вместо двух. Нужна как минимум ответственность за искажение сведений в транспортных документах. Наконец, вопрос – в выработке единых требований к работе АСВГК и правильном распределении полномочий.