Правительство может рассмотреть вопрос о повышении тарифов «Транснефти» до среднерыночного значения
Нефтяной рынок опубликовал плохую квартальную отчетность – для российских нефтедобытчиков, привыкших за долгие годы к сверхприбылям, это редкое событие. Результат вызван аномальным падением цен на нефть в период пандемииCOVID-19 и связан со временным снижением цен на нефть. Несмотря на очевидную краткосрочность этой ситуации, некоторые нефтяники атакуют правительство с требованием долгосрочного снижения государственных ставок на транспортировку нефти и нефтепродуктов, об этом пишет издание Regnum.
Транспортировка более 80% российской нефти приходится на мощности «Транснефти». Общая длина трубопроводов, которые обслуживает компания, составляет 68 тысяч километров, в которые также входят сложные участки в зоне вечной мерзлоты. Сейчас ставки на транспортировку на нефтяном рынке устанавливаются правительством в фиксированном рублевом тарифе. В настоящее время тариф Транснефти – самый низкий в мире, в 2,5 раза ниже среднемирового. Тем не менее, нефтяные компании требуют дальнейшего снижения тарифов, невзирая на всю абсурдность такого требования.
Главный аргумент, который предъявляют нефтяники – тариф «Транснефти» не зависит от цены на нефть. Действительно, тарифная ставка у «Транснефти» фиксированная, но и операционные расходы на поддержание трубопроводов постоянны и не зависят от объемов прокачки. Вместе с тем, в период неблагоприятной рыночной конъюнктуры, добывающие компании имеют возможность оптимизировать свои затраты за счет снижения объемов добычи, приостановки освоения новых месторождения или временного сокращения персонала. И самое главное, нефтедобытчики торгуют на свободном рынке и в стандартной ситуации получают сверхприбыли в долларах, от которых «Транснефть» не получает ничего.
Так, только за период с 2016 по 2019 год средняя прибыль нефтедобытчиков выросла на 174% (прибыль «Роснефти» и вовсе увеличилась на 307%). При этом за аналогичный период чистая прибыль «Транснефти» снизилась на 23%. Становится очевидным, что в рыночных условиях формирования тарифов, такой ситуации бы не возникло.
Важно учитывать и тот фактор, что доля государства в акционерном капитале «Транснефти» составляет 79% – иными словами, существенная доля прибыли компании в форме дивидендов поступает в бюджет. В ситуации с нефтедобытчиками, в бюджет в виде дивидендов поступает в среднем 14 рублей на каждые 100 рублей прибыли, пишут СМИ. То есть, прибыль, полученная за счет заниженных нерыночных тарифов на транспортировку, оседает в карманах частных акционеров нефтяников.
Напомним еще раз: текущие цены на транспортировку у «Транснефти» и так в 2,5 ниже среднемировых. Одновременно показатели безаварийности инфраструктуры намного лучше среднемировых. Дальнейшее понижение тарифов может привести к недофинансированию операционных и капитальных нужд, что скажется на безопасности работы всей отрасли — большая часть инфраструктуры построена в 1960-1970 годах и нуждается в модернизации. Особенно это актуально на фоне недавнего ЧП в Норильске.
Аналитики рекомендуют нефтяным компаниям «не будить лихо», требуя понижения и без того сильно заниженных тарифов на транспорт. Как пишет «Коммерсантъ», рынок нефти уже вернулся к нормальности после пандемии: котировки марки Brentуверенно стоят выше $40, российская марка Uralsи вовсе торгуется с рекордной премией $2,35 к Brent.
В такой ситуации, в условиях необходимости пополнения бюджета, правительство имеет все основания для повышения тарифов «Транснефти» до рыночных уровней, установленных в международной отрасли. Как контролирующему акционеру «Транснефти», государству также имеет смысл повысить норматив выплат дивидендов компании выше стандартного уровня 50% прибыли. Таким образом можно улучшить баланс рыночных взаимоотношений и увеличить столь необходимые поступления в бюджет.