Асбестовая присыпка, или суд по мифическим причинам
Компания Johnson&Johnson, всемирно известная на глобальном рынке как производитель санитарно-гигиенических и лекарственных средств, а также крупнейший в мире поставщик медицинского оборудования, оказалась под градом исков от жителей США.
Рассерженные американцы подали в суд 4800 заявлений, связанных одним и тем же мотивом. «J&J производит продукцию, опасную для здоровья потребителя и уже спровоцировавшую смертельные заболевания!» – утверждают обвинители. Присяжные, впрочем, пока сомневаются в правомерности претензий к глобальной корпорации. Из всех заявлений правомерными признаны менее десятка.
Казалось бы, какое нам дело до тяжб на американской земле? Однако, продукция J&J стоит в ванных комнатах, на прикроватных столиках и в кабинетах врачей по всему миру, в том числе и в России. Стоит ли верить слухам? Нужно ли опасаться продукции этого производителя?
Маленький экскурс по судам США
Когда журналисты говорят о количестве поданных исков, демонстрируя тем самым важность проблемы читателю, они часто не говорят, что в судебной системе США иск обычно не проходит ту жесткую досудебную проверку, которая существует у нас в стране.
То количество обвинительных приговоров, которое некоторые особенно критически настроенные граждане вменяют в вину российскому суду, означает ровным счетом одно – безнадежные или сомнительные дела, а также случаи с недостаточной доказательной базой до зала заседания доходят не всегда. В США же гражданин может спокойно подать вполне абсурдный иск и его придется рассматривать, хотя доказательств своей позиции у «потерпевшего» может не быть вовсе.
Идем далее. Множество людей почуяли, что J&J находится в уязвимом положении и набросились на огромную корпорацию, полагая, что есть шанс на «досудебное решение вопроса в связи с примирением сторон» или же на использование хайпа вокруг фармацевтического гиганта, ведь общественное мнение может оказать серьезное влияние на судью и присяжных, что сулит верный прибыток. Информационный пузырь раздувается, тем более что в ряде случаев компания уже была признана виновной – в эпизоде с шестью жителями Нью-Йорка, получившими бракованные бедренные протезы Pinnacle, J&J обязали выплатить 247 миллионов долларов пострадавшим. Продукция компании вызвала омертвение тканей, эрозию костной структуры и другие серьезные проблемы со здоровьем. Но это пока скорее исключение, чем правило.
Неудачные решения
Пока примеров провалившихся исков все же больше. 17 ноября стало известно, что суд отказал жительнице Калифорнии в удовлетворении ее требования по выплате компенсации в размере 24 миллионов долларов. «Потерпевшая» утверждала, что в продукции J&J содержится асбестовая пыль, которая спровоцировала у нее онкологическое заболевание. Сотрудники компании же доказывали, что болезнь женщины стала следствием химеотерапии, которой ее лечили от предыдущей опухоли. Присяжные округа Лос-Анджелеса вынесли решение в пользу фармацевтического гиганта. Женщине, безусловно, больному и несчастному человеку, сочувствовать легко, тем более что J&J и так выглядит не в лучшем свете. С другой стороны сама суть обвинения абсурдна и связана она непосредственно с асбестом.
Существует два вида волокнистого минерала – амфиболовый и хризотиловый асбест. Первый активно добывался в Европе и США, а месторождения второго распространены на территории бывшего СССР, Канады, Бразилии и других стран. В середине ХХ века от амфибола постепенно отказались во всем мире. Несоблюдение техники безопасности на производстве было признано возможной причиной развития респираторных заболеваний.
В то же время готовая продукция из асбеста используется и сегодня – в Великобритании и Ирландии, к примеру, распространены асбестовые водопроводы, и местные власти утверждают, что это абсолютно безопасно для здоровья. Тем не менее, опыт бесконтрольного применения минерала стал поводом для ряда судебных процессов, что в конечном итоге вылилось в запрет всех видов асбеста в странах Евросоюза.
Хризотиловый асбест, в то же время, эффективно добывается и применяется в промышленности. Согласно результатам исследований, при контролируемом использовании минерал безопасен. Об этом, однако, часто забывают, пытаясь «выдавить» с глобального рынка отечественные компании. Подогревается это, как водится, санкциями, антироссийской истерией и прочими инструментами из арсенала крупных корпораций. Вот маленькая иллюстрация – ученый Дениэл Крамер из Гарвардского университета в августе 2017 года заявил, что даже если в продукции Johnson&Johnson содержится тальк, а в нем есть следы асбеста, то это не может быть причиной появления онкологии. С ним согласно большое количество европейских ученых из профильных исследовательских институтов. Однако прошло два месяца – и вот, снова абсурдное обвинение, где асбест стал снова причиной суда, страшилкой для жителей США.
Нужно снести здание? В нем найдут асбест. Что вызвало смерть женщины из штата Миссури? – Асбест в детской присыпке. Что, если надо перестраивать старую систему водоснабжения? Асбест там есть, но он «внезапно» становится безопасным. Все зависит от сиюминутной выгоды и того, какая сторона в споре окажется более зубастой.
J&J в окружении
В итоге получается следующая картина. Мы достоверно не знаем, был ли Johnson&Johnson нечист на руку или же это какая-то кампания, призванная освободить место на глобальном рынке санитарно-гигиенических средств, прижать или вовсе вывести из игры конкурента. Узнать, правомерны ли иски людей, мы тоже можем с большим трудом – для начала хорошо было бы определить, кто из них реально пострадал, а кто хочет заработать на скандале. Но точно можно сказать, что к выдаваемой информации стоит относиться критически.