Голованов объявил о неокупаемости инвестиций в ШМСД
Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) в Петербурге будет эксплуатироваться в части установки тарифов по аналогии с уже существующей ЗСД. Об этом телеканалу «Россия-1» заявил председатель комитета по инвестициям Роман Голованов.
По словам главы коминвеста, общая стоимость работ составит более 200 млрд рублей. Реализация проекта требует больших вложений, в том числе и из федерального бюджета.
«Она будет платной магистралью. Даже наши прогнозы по выручке, которая будет генерироваться на этой магистрали, не позволят вернуть столь масштабные инвестиции. Поэтому мы планируем получить свыше 130 млрд рублей федеральной поддержки в разной форме», — заявил Голованов.
Дорогу планируется эксплуатировать по образу действующей ЗСД. В СМИ считают, что эта экономическая модель будет непрозрачная и станет грузом для города в виде кредитных обязательств.
Концессионером и эксплуатантом ЗСД в настоящее время является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Она ведет учет системы проезжающего транспорта и определяет тариф на проезд по трассе. Окупаемость проекта завязана на заключенном между городом и инвестором соглашении о минимально гарантированной прибыли, получаемой концессионером. При этом недополученную разницу компенсирует город. В год на эти допвыплаты Смольный тратит от 3 до 6 млрд рублей.
Примечательно, что соглашение о минимально гарантированной прибыли является коммерческой тайной. Поэтому точной информации об объемах средств нигде нет. Это развязывает руки компании-экплуатанту, которая в любой момент может поднять цену за проезд. Так, в 2020 году наблюдалось повышение тарифа, причем дважды. В начале года на различных участках цена проезда выросла от 16 до 50%, а в конце года еще на 10%. Депутаты ЗакСа не раз обсуждали эту тему. На «теневое тарифообразование» также обращали внимание в УФАС и прокуратуре, но результатов это не дало.
В попытке урегулировать ситуацию Смольный в прошлом году пошел на неоднозначный шаг. Чтобы не выплачивать деньги из бюджета напрямую и избегать скандалов в парламенте, компании АО «ЗСД» (принадлежит городу) передали обязательство по выплате компенсаций МСС. Кроме этого компании открыли кредитную линию. В результате теперь деньги запрашиваются компанией у банка в обход городских властей и без надлежащего контроля со стороны ЗакСа. Это привело к еще большей закрытости финансовых операций.
Поэтому применение аналогичной модели к новой магистрали приведет к появлению второй «бесконтрольной» ЗСД. В конечном счете пострадают граждане, поскольку не в их силах контролировать рост цен на проезд по платным дорогам.