Эксперт компании “ЛАНИТ-Интеграция” выделил основные преимущества систем ИТ-мониторинга
Интеллектуальные платформы за последние десять лет стали устойчивым трендом, а распространение технологий искусственного интеллекта усиливало их развитие. Компания “ЛАНИТ-Интеграция” (группа ЛАНИТ) реализует проекты по внедрению интеллектуальных платформ по трем направлениям: мониторинг ИТ, управление корпоративными услугами, промышленный Интернет вещей. Компания занимается развитием всех трех направлений, однако мониторинг ИТ в течение восьми лет остается самым крупным блоком в данной структуре. Команда мониторинга – одна из лучших в России – обладает проектными компетенциями, а также предлагает клиентам собственные интеграционные наработки.
Руководитель отдела интеллектуальных платформ компании “ЛАНИТ-Интеграция” Максим Гречнев уверен, что современные бизнес-процессы не могут происходить отдельно от ИТ, а эффективность работы компаний напрямую связана с устойчивой работой всех компонентов их ИТ-ландшафта. “Но какую бы сложную и отказоустойчивую конфигурацию организация у себя ни построила, абсолютно надежных систем все равно не бывает. Поэтому бизнесу нужно не только обеспечивать эту надежность, но и контролировать ее”, — заметил эксперт.
Основные задачи систем мониторинга — обеспечение необходимого уровня надежности ИТ-инфраструктуры и своевременное обнаружение ошибок в работе ключевых объектов мониторинга. Комплексные системы мониторинга в режиме реального времени осуществляют сбор данных с объектов, анализируют их и определяют корневую причину сбоя. В ряде случаев системы могут оперативно устранить неисправности. Использование систем мониторинга направлено на увеличение качества услуг и цифровых продуктов, а также снижение вероятности технических сбоев, которые негативно влияют на размер прибыли и имидж компании.
Максим Гречнев рассказал о трех классах решений для ИТ-мониторинга: инфраструктурном, зонтичном и мониторинге приложений.
Инфраструктурный мониторинг, по мнению эксперта, самый простой, базовый и распространенный класс решений. Его главная задача — контроль классической инфраструктуры: коммутаторов, маршрутизаторов, серверов, систем хранения данных и различных корпоративных сервисов. Данный класс включает самое большое число зрелых решений, а продукты Open Source практически не уступают платным аналогам.
Системы мониторинга производительности отслеживают транзакции пользователей, их влияние на скорость работы и доступность инфраструктуры, а также выявляют возможные отклонения. “Этот вид мониторинга появился достаточно давно – порядка 10 лет назад, но в последние 3-5 лет он получил второе рождение. Это связано с бумом разработки приложений и развития облачных технологий”, — добавил Максим Гречнев.
Зонтичный мониторинг собирает различные данные из локальных систем, подключаясь к ним. Это позволяет специалистам производить контроль состояния сервиса, а также создавать ресурсно-сервисную модель на основе анализа всех ключевых показателей.
Текущая мировая ситуация стала причиной появления запроса на замену иностранных систем мониторинга отечественными аналогами. Количество доступных зарубежных продуктов на российском рынке сильно сократилось, однако, по мнению Максима Гречнева, дефицит существует только в части инструментов дополнительной функциональности, а 90% актуальных задач мониторинга закрывают российские разработки.
Эксперт уверен, что трансформация мониторинга требует готовности команд эксплуатации и руководства организаций обеспечивать поддержку и развитие новых систем. “Надо понимать, что система мониторинга – это всегда “кастом” под потребности клиента, она всегда связана с получением информации от подразделений, с глубоким интервью. Нельзя просто взять и попросить создать систему мониторинга, и из “коробки” ни одна система мониторинга тоже не работает”,- добавил Максим Гречнев.
Когда первый пункт выполнен и поддержка получена, встает вопрос выбора решения: “Тут я за поступательный подход. Во-первых, выписать для себя цели и задачи, которые надо достичь. Исходя из этого, определиться с классом системы мониторинга”, — отметил эксперт.
Выбор класса системы мониторинга происходит с учетом ряда факторов: бюджет и функциональные возможности компании, а также наличие своевременно сформированного штата поддержки, который должен перенять экспертизу интегратора.
По мнению Максима Гречнева, существуют две основных тенденции развития рынка систем ИТ-мониторинга. “Первая заключается в том, что все чаще приходится слышать в связи с мониторингом слово “платформа”. Это значит, что игроки на рынке развивают свои продукты, захватывают новые сегменты. Например, вендор инфраструктурного мониторинга пытается создать систему зонтичного мониторинга или наоборот”, — рассказал эксперт. Также он обратил внимание на то, что десять лет назад крупные ИТ-компании уже пытались приобрести успешные стартапы в сфере мониторинга и их продукты с целью развития своей экосистемы. Однако отличие текущей “платформенной” волны в том, что в настоящее время развитие платформ происходит более плавно и органично.
Вторая тенденция связана с разработкой ПО и, в частности, с ее движением в сторону открытости и универсальности. “Открываются коды, выкладываются в публичный доступ инструменты взаимодействия, отдельные компоненты или даже целые продукты. Всё это повышает доверие к производителю, совместимость с другими системами и возможности кастомизации самим пользователем, развивая вокруг продуктов целые сообщества”, — резюмировал Максим Гречнев.