Как правильно подготовить транспортировку груза за рубеж — рекомендации адвоката Филиппа Наставшева
Совет №1. У водителя должны быть в порядке все документы. Обязательно наличие обоих паспортов: общегражданский (той страны, гражданином которой он является) и заграничный. Если в государстве транзита требуется виза, она должна также быть оформлена у водителя. Особое внимание стоит обратить на сроки действия документов. Ведь не всегда поездка укладывается в те временные рамки, как планировалась. Кроме того, у водителя не должно быть запрета на выезд за границу (например, из-за долгов). Водительское удостоверение также должно быть международного образца. В обязательном порядке оформляются страховой медицинский полис и командировочное удостоверение.
Совет №2. Документы на транспортное средство также должны быть оформлены правильно и отвечать стандартам международного документооборота: принадлежность транспорта, правомочность водителя управлять транспортом, международный сертификат техосмотра, страховой сертификат, свидетельство о допуске авто к международной перевозке грузов. Полный перечень документов у каждой страны свой, а потому перед транзитом необходимо уточнять эту информацию.
Совет №3. Юридическое оформление груза также должно быть безупречно и соответствовать законам стран, через которые этот груз перевозится. Товарно-транспортные накладные, экспортные и транзитные декларации, счета-фактуры, пломбировка, дозвол (по которому разрешено въезжать с грузом на территорию другого государства) – вот лишь неполный перечень всей документации, которая сопровождает водителя с грузом за границей.
Совет №4. При возникновении за рубежом юридических проблем с грузом необходимо не паниковать, не конфликтовать, а незамедлительно связаться со специалистом, который оказывает юридическое оформление и сопровождение груза. Водителю (экспедитору) лучше сделать это через руководство компании-работодателя.
Совет №5. При отправке груза в ту или иную страну нужно взвесить все «за» и «против», оценить риски, связанные с территориальными, погодными и климатическими особенностями стран, через которые будет пролегать грузовой маршрут. Важно также учитывать и факт геополитических отношений между РФ и странами, через которые придется перевозить груз.