Российский бьюти-рынок: взрывной рост спроса и трансформация логистических парадигм
На российском рынке товаров для красоты наблюдается настоящий потребительский бум: спрос на косметику, парфюмерию и сопутствующую продукцию многократно возрос. Однако этот всплеск сопровождается кардинальными изменениями в структурах продаж и логистических цепочках, что требует от игроков рынка гибкости и адаптации. Об этом свидетельствуют аналитические данные, предоставленные ГК «Деловые Линии» совместно с федеральной транспортной компанией «Скиф-Карго» и оказавшиеся в распоряжении редакции aif.ru. Этот тренд отражает более широкую тенденцию роста электронной коммерции и изменения покупательских привычек, где скорость и удобство получения заказа выходят на первый план.
Так, за первые три месяца 2025 года структуры «Деловые Линии» зафиксировали более чем десятикратное увеличение объемов поставок по ряду категорий, предназначенных для ведущих розничных сетей бьюти-индустрии, таких как «Золотое Яблоко», «Рив Гош» и «Л`этуаль». Интересно, что речь идет не только о традиционных средствах ухода или декоративной косметике, но и о таких группах товаров, как спортивные аксессуары и галантерейные изделия, что говорит о расширении ассортимента ритейлеров и стремлении удовлетворить комплексные запросы потребителей.
В «Деловых Линиях» также отмечают существенное увеличение количества заказов, направляемых в торговые сети, специализирующиеся на товарах повседневного назначения. В частности, с января по март 2025 года спрос на аксессуары различного типа, детские игрушки и специализированное холодильное оборудование продемонстрировал более чем трехкратный подъем. Это указывает на общее оживление потребительской активности, выходящее за рамки исключительно бьюти-сегмента.
Еще один важный вектор изменений в системе доставки бьюти-товаров выявили специалисты «Скиф-Карго». С начала 2025 года наблюдается активный переход маркетплейсов на операционную модель FBO (Fulfillment by Operator). Суть этой модели заключается в том, что поставщики осуществляют предварительную доставку крупных товарных партий непосредственно на складские мощности онлайн-платформ. В дальнейшем, все операции по комплектации, маркировке и организации доставки заказов до конечных покупателей берут на себя сами электронные торговые площадки, стремясь улучшить клиентский сервис и операционную эффективность.
«Такая схема выгодна маркетплейсам, поскольку позволяет централизовать управление запасами и способствует ускорению доставки конечному потребителю, однако она неизбежно ведет к снижению объемов загрузки для традиционных транспортных компаний», — поясняет Юрий Коробейников, занимающий пост директора по продажам в «Скиф-Карго». Кроме того, крупные участники российского косметического рынка все чаще инвестируют в строительство собственных распределительных центров, стремясь установить полный контроль над логистическими потоками и оптимизировать издержки. Это также приводит к сокращению объемов грузоперевозок, осуществляемых через внешних подрядчиков. В совокупности, указанные факторы — широкое внедрение FBO и развитие инхаус-логистики у брендов — обуславливают уменьшение объемов транспортировки косметики и парфюмерии по классическим каналам. Для логистических операторов это означает необходимость адаптации бизнес-моделей и поиска новых сервисных решений в меняющихся рыночных условиях, возможно, предлагая более комплексные или нишевые услуги.