Ленские коммерсанты просятся на платную дорогу
Удивительная история происходит в Ленской районе Якутии. Местные коммерсанты вместо того, чтобы пользоваться бесплатными зимниками, бьются за право проезда по платной дороге вдоль нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).
Зимник Пеледуй-Ленск действует в Якутии с декабря по март. Это обозначенная на картах трасса регионального значения. Этим же зимником для поездок в Ленск пользуются жители и вахтовики Талакана, поселков Витим, Толон, Иннялы. Трасса оживленная, по ней в день проезжает до 200 машин. Точнее, проезжало бы, если бы по ней можно было проехать.
С появлением притрассовой дороги вдоль ВСТО ленские власти фактически забросили ухаживать за зимником. Как признаются в администрации, нередкие снежные заносы достигают 2 метров, хотя в бюджете исправно выделяются деньги на очистку зимника от снега. Поэтому коммерсанты предпочитают платить деньги за проезд по трассе ВСТО, чем рисковать товаром и жизнью на заброшенном зимнике. Риск для жизни здесь вполне реален – никакой связи на трассе нет, помощи можно ожидать только от случайных попутных машин. То ли повезет, то ли нет…
Ни одно якутское СМИ не отслеживает состоянии зимников и не пишет о проблемах передвижения по этим чудовищным дорогам. Недавно главе Ленского района господину Абильманову подчиненные неправильно оформили пропуск на проезд по трассе ВСТО, и ему пришлось ехать зимником, «по ледяным торосам и сугробам», как он сам признался. Но наказывать районные дорожные службы за бездействие он не стал, а обратил гнев на нефтяников – как они посмели потребовать от него необходимые документы.
Даже Ил Дархан Егор Борисов не озабочен состоянием зимников, хотя это его прямая обязанность перед жителями Якутии, а пытается заставить нефтяников открыть свои дороги для всех желающих, что категорически запрещено правилами техники безопасности по обслуживания таких объектов повышенной опасности, как нефтепроводы. С подачи Егорова тарифами на проезд по вдольтрассовым дорогам озаботился президент «Опоры России» Александр Калинин. Он направил обращение в Федеральную антимонопольную службу с требованием проверить обоснованность стоимости проезда якобы в интересах бизнеса.
Как глава общественной организации малого и среднего бизнеса Калинину бы поинтересоваться, почему якутские власти не чистят зимники, по которым можно ездить бесплатно? И почему они не строят давно обещанную федеральную трассу «Вилюй», совершенно необходимую для экономического развития юго-запада Якутии и севера Иркутской области? Можно было бы ездить по зимникам, была бы трасса «Вилюй», и не было бы проблем с тарифами на дороги вдоль нефтепроводов.
Увы, проблема не в тарифах, а в том, что якутским чиновникам хочется продолжать наживаться на бюджетных деньгах, выделяемых на строительство и уход за зимниками, и одновременно угодить своим друзьям — водочным королям и браконьерам. Нефтяники категорически отказываются пускать на свои трассы рядом с нефтепроводом машины с водкой и людей с оружием. А им совершенно не хочется рисковать жизнью на зимниках. Летом же дороги вообще нет – только теплоход и авиарейсы.
К тому же дороги нефтяников действует круглогодично, по ним бесплатно пропускают две машины в месяц каждого предпринимателя с социальными грузами, а местные жители бесплатно пользуются вдольтрассовыми проездами без ограничений. У торговцев водкой слюнки текут – хочется также бесплатно возить водку по хорошим дорогам, а для этого надо заставить нефтяные компании пускать на трассу всех.
Вот и стараются якутские чиновники, раздувая любой, даже самый ничтожный, организационный сбой с допуском на трассы до масштабов потрясения конституционных прав якутского народа. И ведь добьются, что нефтяники законно перекроют свои трассы для всех машин. «Сургутнефтегаз» уже оформил свою дорогу как «не общего пользования». Перекрывай хоть сейчас. Но интересы населения якутских чиновников не волнуют.