Часть 2. Технические вопросы: выбираем движок интернет-магазина
Это третий по счету урок курса "Открываем собственный интернет-магазин шаг за шагом. Реальные товары". Вот список предыдущих частей:
- Часть 0. Вводная. Бизнес-план. Обзор интернет-торговли
- Часть 1. Выбираем направление деятельности. Плюсы и минусы товарных групп. Оцениваем аудиторию и конкуренцию
Итак, пришло время заняться техническими вопросами. Все знают, что по сути интернет-магазин является сайтом, специализирующемся на продажах товаров. Можно написать сайт самому. Но я на первых порах я не рекомендую этим заниматься. Это трудоемкий, долгий процесс, к тому же требующей недюжинной технической подготовки. Второй вариант — и мне он видится наиболее оптимальным — использовать готовый движок. И тут встает проблема — какой выбрать?
Этот урок построю следующим образом. Я выберу несколько самых популярных скриптов для электронной коммерции и сделаю обзоры со всем и плюсами и минусами каждого из них.
Конечно, движков довольно много. Но я выбрал четыре. Список составлен мной на основе как собственного опыта, так и рейтингов CMS:
- Shop-Script
- Magento
- PrestaShop
- OpenCart
Итак, пройдемся по всем движкам и отметим их слабые и сильные стороны. А в конце разберем практические кейсы действующих интернет-магазинов.
Shop-Script
Shop-Script является, пожалуй, патриархом рынка коммерческих систем в рунете. История движка началась ещё во второй половине 90-х годов прошлого века. Движок хорошо подходит по разнообразные товары с небольшим количеством характеристик. Так, например, для таких товаров, как стройматериалы, одежда, где характеристики довольно однотипные и повторяющиеся.
Достоинства: Отличная подготовка к рынкам бывшего СССР. Здесь продуманы и доступны из коробки десятки вариантов оплаты, включая электронные валюты и карточки. Охвачены все способы доставки — самовывоз, курьер и т.д. Особенно хочется отметить модуль доставки Почтой России — магазин сам по весу посылки и адресу получателя определяет стоимость. Так же имеется интеграция с западными службами типа DHL и DedEx.
Кроме того, хочется отметить, что в комплекте с магазином идут такие продукты, как список контактов, рассылки, сайт, корпоративный блог и другие системы управления командой.
Нельзя не отметить легкость движка. Для работы с ним подойдет практически любой хостинг.
Недостатки: Среди недостатков можно отметить два наиболее существенных. Первое — слабая проработка функции группового изменения свойств товара. Так, например, невозможно массово изменить цену у какой-либо группы. Так же плохо реализована фильтрация. Нельзя выбрать, скажем, все товары красного цвета.
Второй недостаток — движок платный. Хотя если настраиваться на серьезный бизнес — возможно имеет смысл вложиться.
Magento
Монстр среди движков. Вот неполный список фирм и сайтов, которые его используют: 20th Century Fox, Gap, Giro, Kipling, Lenovo, Longines, Movado, Nestlé Nespresso, Nokia, Olympus, barackobama.com, Samsung, Sierra Nevada Brewing Company, Skype, Time Out, Tool King, Villeroy & Boch. Впечатляющий список, не правда ли?
Основным коньком магазина являются сложные товары типа бытовой техники или компьютеров, которые имеют огромные списки характеристик — от длины провода, до протокола, от используемых картриджей до размера бумаги в принтере. Надо сказать. что работа именно с характеристиками товара организована в мадженто наиболее удобно среди всех изместных мне движков.
Достоинства: К достоинствам магазина, без сомнений, можно отнести бесплатность и самый богатый функционал из всех движков, которые существуют на сегодняшний день. Вообще магазин идеально подходит для западного рынка. Богатая документация на английском языке, заточенность под западные рынки, платежные системы и службы доставки. Известны и некоторые случаи успешного применения в рунете.
Недостатки: Магазин безумно тяжелый. Работать с ним имеет смысл только в случае использования выделенного сервера или, на худой конец, виртуального выделенного сервера. Кроме того, раз уж заговорили о серверах, русскоязычной поддержки практически нет. А магазин для работы несомненно потребует навыков программирования.
Кроме того, очень слабая поддержка отечественных платежных систем. Нет ни Вебмани, ни Яндекс.денег. Существуют сторонние модули для этих целей, но они платные. Да и вообще, работать с ним рекомендую только хорошим знатокам английского языка.
PrestaShop
PrestaShop является открытым продуктом французских разработчиков. Сочетает в себе легкость администрирования и умеренные требования к хостингу. Одновременно с этим он обеспечивает богаты возможности по работе со складом и клиентами. Движок рекомендуется практически для любых товаров. В наличии модули для интеграции с «российской действительностью» и куча бесплатных тем оформления.
Нужно отметить, что этот магазин нужно любить. В том смысле, что человек, его использующий должен уметь вникнуть во все тонкости, настроить его до последнего параметра и отшлифовать все тексты. Сам я не могу найти этому феномену внятное объяснение, но из своего опыта могу точно сказать. что это так.
Достоинства: Основное и неоспоримое достоинство продукта — просто какое-то фантастическое количество плагинов, модулей и тем. Их буквально тысячи и тысячи. И практически все они бесплатны. Плагины устанавливаются прямо из админки в один клик. Кроме того, имеется довольно богатая документация на русском языке. Таким образом функционал можно развивать практически до бесконечности. И в этом плане PrestaShop вплотную приближается к Magento, при этом оставаясь бесплатным.
Магазин имеет большую базу разработчиков и очень быстро развивается. Регулярно выходят новые версии. А это значит, что разработка не будет заброшена и вы не останетесь один на один со своими проблемами.
Недостатки: К недостаткам можно отнести довольно скудный перевод. Однако, в продукте имеется встроенный инструмент перевода интерфейса на русский язык.
OpenCart
Рассматривая движки интернет-магазинов было бы несправедливо обойти вниманием такой продукт, как OpenCart. На мой вкус продукт довольно специфичен. Это едва ли ен самый просто движок, которые я встречал. Тем не менее, довольно качественный и легкий. Он обладает всеми необходимыми функциями для электронной коммерции, но не более того.
Возможно, кто-то удивится, но за годы работы с этим движком я понял одну простую вещь. Это идеальный движок для магазинов «одного товара». Есть такая ниша — интернет-магазин, который продает один товар. Так вот в этом случае OpenCart незаменим. Он легко разворачивается, требует минимум настроек и очень просто в освоении. Кроме того, он бесплатен, так что даже если вы никогда с ним не будете работать — рекомендую просто ознакомиться.
Одним словом, такой quick-e-mart в электронной коммерции.
Достоинства: Бесплатность, легкость в настройке, нетребовательность к ресурсам.
Недостатки: Узкая специфическая нише. Это является как достоинством, так и недостатком. Да, нехватает таких функций, как организация перекрестных продаж, скидочных акций по расписанию, правил каталога. Но если у вас только один товар — то всего этого и не нужно. Просто разворачиваете одностраничный интернет-магазин — и в путь!
Задание
Задание сегодня очень простое и состоит из двух пунктов:
- Попробовать движки магазинов (у них всех есть демо прямо на сайте)
- Выбрать тот, который больше всего подходит вам
Всем работать!