Российские ученые встревожены увольнением директора ВИРа Николая Дзюбенко
В феврале стало известно о том, что профессор Николай Дзюбенко будет уволен с поста директора Всероссийского института растениеводства им. Николая Вавилова (ВИР). Этот кадровый до сих пор вызывает недоумение у работников Института, которые не могут понять, по какой причине один из важнейших для российской научной отрасли людей был так безапелляционно убран с должности. Николай Иванович занимал ее с 2005-го года, и под его началом Институт добился немалых успехов. Дзюбенко не только сохранил впечатляющие достижения и наработки ВИРа, но и преумножил их. Именно при нем было построено современное хранилище на низких температурах, запущена работа ультрасовременной теплицы – фитотрона, а специалисты Института продолжили заниматься оцифровкой, расширением и изучением коллекции академика Вавилова. Об этом пишет Политика.ру.
В прошлом году 13 июня состоялось историческое дебютное заседание, совместно проведенное Научно-координационным советом при ФАНО РФ и Президиумом РАН. Одним из докладчиков на мероприятии выступил Николай Дзюбенко, рассказавший участникам встречи о развитии ВИРа. В ходе своего выступления он сообщил, что при Институте были введены в эксплуатацию электронный гербарий и библиотека, а также создано современное низкотемпературное хранилище образцов семян. Николай Иванович акцентировал внимание на том, что специалисты ВИРа на постоянной основе занимаются поиском и созданием доноров генных признаков в селекции растений. Учреждение безвозмездно направило в ряд российских и зарубежных генетических банков более 30 тыс. образцов материалов для селекции за последние три года.
В рамках совещания руководитель ФАНО РФ Михаил Котюков заявил, что рассчитывает на последующее использование такого же формата совместной работы. Однако последующая отставка Николая Дзюбенко вызвала недоумение: может быть, общая позиция ФАНО и РАН, к которой призывал академиков г-н Котюков на поверку оказалась лишь одной позицией ФАНО? Ведь уже в феврале 2018-го г. Николаю Ивановичу предоставили для ознакомления приказ об увольнении. Там же было указано, кто займет должность врио директора. Ею стала 41-летняя представительница Новосибирска Елена Хлесткина. ФАНО обязало Н.Дзюбенко обеспечить его наследнице жилье в Санкт-Петербурге и представить ее коллективу ВИРа. Сотрудники последнего теряются в догадках, по какой причине был уволен Николай Иванович? И почему в таком случае не рассматривался вопрос о назначении на важнейший пост кого-то из числа работников самого Института?
В мире к 40 годам ученый является серьезной научной величиной, посему возраст, деловые качества и научные заслуги Елены Хлесткиной под сомнение не ставятся. Однако научное сообщество России опасается, что она в силу своей неопытности в серьезных академических баталиях на берегах Невы и Москвы-реки может стать заложницей ситуации, когда на бесценную коллекцию ВИРа могут позариться определенные силы.
Согласно официальным данным ФАО ООН, в 2010-м г. в хранилищах ВИРа находилось 322 тыс. 238 образца семян и иных видов носителей генетической информации. Сейчас число таких образцов превышает 325 тыс. В ситуации, когда миру грозит голод, вызванный перенаселением планеты, эта коллекция Института воистину бесценна. И непонятно, зачем Российская Федерация везет из других стран до 90% посевного материала, тогда как у нее есть такой выдающийся семенной центробанк, как ВИР?
Отечественные ученые по следам назначения Елены Хлесткиной врио директора ВИРа опасаются, будет ли она тем человеком, который сможет уберечь бесценное наследие академика Вавилова? Ведь не стоит исключать того, что при ней этому наследию будет уготована судьба превращения в объект закулисных аппаратных игр и финансовых аппетитов каких-нибудь отдельных чиновников федерального уровня, которым грозит уход с прежнего хлебного места по итогам неизбежного формирования нового состава Правительства.