Якутяне просят Москву вытащить их из каменного века
Жители Якутии просят всех неравнодушных подписаться под их петицией на сайте Change.org о строительстве дорог в республике. «Дайте жителям Якутии дороги!», «вытащите нас из каменного века», взывают якутяне к премьеру Дмитрию Медведеву, министру транспорта Максиму Соколову и генеральному прокурору Юрию Чайке.
На огромной части территории Якутии до сих пор отсутствует сеть круглогодичных автомобильных федеральных дорог. Как и сотни лет назад, жители поселений Ленского и Мирнинского районов республики зимой пользуются зимниками. В теплое время года грунтовыми основаниями зимников пользоваться затруднительно, к тому же мостов через реки между участками зимников нет, поэтому до райцентров добираются по реке. Регулярные авиарейсы ушли в небытие вместе с СССР.
Жители республики пишут, что «еще пять лет назад было принято решение Ленского районного суда, который обязал районные власти спроектировать и построить круглогодичную автодорогу, соединяющую Ленск с Пеледуем, Иннялами и Толоном. До сих пор не сделано ничего».
Жизненно необходимую для жителей и экономического развития запада Якутии трассу «Вилюй» начали строить еще в 50-х годах прошлого века. Трасса не построена даже наполовину. А то, что было сделано, давно разрушилось, и сейчас движение по ней возможно только при хорошей погоде.
Власти Якутии сознательно саботируют строительство в регионе дорог общего пользования, утверждается в петиции. Например, подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Вилюй» в ноябре прошлого года отчиталось, что ввело в эксплуатацию после капитального ремонта 31 км трассы из необходимых 2134 км. Причем технология «капитального ремонта» такова, что до следующей осени дорожное полотно будет полностью разрушено. В якутском климате к маю от этого «покрытия» останутся лишь редкие куски асфальта в глине. Это означает, что «Вилюй» не построят никогда, дорога будет разрушаться быстрее, чем идет новое строительство. Миллиарды бюджетных рублей закапываются в дорогу без всякой пользы, но с явной выгодой для чиновников и строителей.
При этом технологические дороги вдоль нефтепроводов республики такой же протяженности строят на порядок быстрее. Построенные с соблюдением менее строгих норм, они оказались лучше и надежнее официальных трасс Якутии. Ну и кроме того эти трассы до сих пор единственные круглогодичные дороги в Ленском и других районах. Но это не дороги общего пользования, движение по ним ограничено в силу требований к безопасности проезжающих, и до всех населенных пунктов они не доходят.
Как пишут местные жители, «отсутствие круглогодичного автомобильного сообщения многих поселений Ленского, Мирнинского и других районов Якутии нарушает конституционные права жителей на свободу передвижения, создает угрозу жизни из-за невозможно оказания своевременной медицинской помощи, делает проживание здесь некомфортным, вынуждающим людей уезжать из этих мест. Такие удаленные от трассы населенные пункты как Ярославский, Хамра, Турукта по-прежнему остаются отрезанными от мира, говорится в петиции.
Особо циничном на этом фоне выглядят последние заявления властей по поводу состояния республиканских дорог и отношений с собственниками технологических трасс – единственной на сегодня для местных жителей дорожной альтернативы. Будучи не в состоянии обеспечить республику нормальными дорогами депутаты и отдельные представители исполнительной власти пытаются давить на газовиков и нефтяников.
Так на днях первый вице-премьер, министр экономики Якутии Михаил Осипов, посетив населенные пункты Ленского района, в очередной раз выступил с заявлением в защиту местных коммерсантов о «недопустимости таких тарифов» на проезд по технологическим трассам и привлечению к проблеме Федеральной антимонопольной службы.
Еще дальше пошел бизнесмен-депутат Госсобрания Якутии по экономической, инвестиционной и промышленной политике Виктор Федоров, предложив ввести «правило двух ключей»: досадуя, что лицензии на разработку месторождений выделяются в Москве без согласования с республикой. «Компании игнорируют интересы населения территорий, на которых они ведут добычу», – заявляет депутат. То есть за право добывать и транспортировать нефть, газ и другие ресурсы республики, компании по его мнению, должны что-то «отстёгивать» местным структурам. Очевидно тем, где они являются руководителями или главными бенефициарами.
Реально же главная проблема Осипова, Федорова и прочих – добиться провоза водки по технологическим проездам вдоль нефтепроводов.
Но возить по ним водку нефтяники запрещают, потому что пьяный человек рядом трубой с нефтью – это потенциальная катастрофа. В республике принят закон об ограничении продажи алкогольной продукции. Но водочная мафия – не государственная организация, им жалко бить свои кровные бутылки на ухабах зимников, поэтому на какие только ухищрения не идут властьпридержащие, чтобы заставить нефтяников пустить на вдольтрассовые проезды машины с водкой.
А пока властные кланы пытаются решить свои шкурные вопросы, жители используют те инструменты, которые им еще доступны. Вот и пишут петиции, надеясь хоть этим привлечь внимание федерального центра к своим вороватым чиновникам.