«Перезагрузка» кластера «Ульяновск-Авиа» поможет вернуть российский рынок нашим производителям
В рамках Международного авиатранспортного форума «МАТФ-2018» в Ульяновске было принято решение о «перезагрузке» кластера «Ульяновск-Авиа». В интервью директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко и руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов говорили о точности и своевременности данного маневра.
Одобряя перенастройку ульяновского авиакластера, Андрей Шпиленко указал на важность верного понимания самой терминологии. Некоторые трактует понятие кластер, как просто совокупное нахождение нескольких предприятий в одной точке. Тогда как, по его мнению, оно фактически ничего не дает, это всего лишь удобное обобщение. «Если же действительно губернатор ставит задачу вписаться в разработанные и утвержденные на федеральном уровне требования для кластеров, то для меня это как бальзам на душу, – заявил эксперт. – Губернатор – молодец, потому что поставил совершенно правильную цель. Нет смысла создавать кластеры, которые не несут никаких мер поддержки. Если же задача администрацией региона сформулирована именно так, то мы как ассоциация кластеров это полностью поддерживаем и готовы оказать всяческую помощь компаниям, готовым соответствовать требованиям и постановления правительства. Важно, чтобы это не оказалось просто пиар-акцией, направленной на использование модной терминологии. Когда кластер – пустой звук, бизнес быстро разочаровывается, не понимания назначения объединения и того зачем вообще их туда загоняли».
Андрей Шпиленко считает, что в случае выполнения поставленной губернатором задачи, каждое предприятие получит множество различных ресурсов для снижения издержек при выпуске продукции. Так, например, появится возможность субсидировать 10% от понесенных затрат, что, конечно, является существенным стимулом для запуска новых продуктов, импортозамещения и так далее. «Тогда, я уверен, регион, действительно, зацветет другим цветом, – сказал директор ассоциации. – Ульяновск сможет получить новые инвестиции в производственной цепочке авиационной отрасли. Привлекательность области для бизнеса значительно возрастет».
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что момент модернизации, усиления ульяновского авиакластера сейчас как раз подходящий, он очень интересный. «Я считаю, что правильно, если в Ульяновске решили привести свой кластер в соответствие федеральным установкам, действительно, такое соглашение даст новые возможности авиапроизводителям, – заметил эксперт. – Это субсидирование, а значит, сокращение издержек. Но также принципиально важно, чтобы нашим авиастроителям была оказана помощь в продвижении на собственном национальном рынке. Наше государство чаще выступает агентом на внешних рынках, но не менее ценно обеспечение внутреннего ресурса для авиастроителей».
Василий Колташов констатировал, что длительное время российское авиастроение развивалось в основном в сегментах военной авиации, легкой авиации, вертолетостроения. А авиационные лайнеры гражданского назначения, хоть у нас и разрабатывались, но до крупносерийного производства дело так и не доходило. Директор центра экономических исследований уверен, что так сложилось из-за внешней интервенции нашего рынка американскими и европейскими машинами. Сейчас ситуация меняется – США вводят очень жесткие новые санкции – и Россия должна отвечать уже не политически, а экономически болезненно для американской экономики. «Если в итоге удастся вытеснить американские самолеты с внутренних линий России, то мы получим очень хорошую стартовую позицию для наших авиастроителей, – убежден Василий Колташов. – В этих условиях значение авиакластера в Ульяновской области возрастает в несколько раз. Если сотрудничество всех 11-ти участников будет полноценным, то мы получим ренессанс отечественного авиастроения».
По словам экономиста, «Ульяновск-Авиа» может стать очень серьезной базой для экспортных поставок. «Надо понимать, что таких возможностей еще два – три года назад не существовало. Это новые условия, диктуемые новыми реалиями. Поэтому сейчас так важно, чтобы кластер стал полноценным, а не номинальным образованием. А в ответ государство должно обеспечить максимальный лоббизм таких изменений, которые вернули бы наконец рынок тем, кому он должен по праву принадлежать, то есть российским авиастроителям», – заключил эксперт.
Соглашение о перезапуске кластера на «МАТФе-2018» подписали представители 11 компаний: Авиастар-СП, АэроКомпозит-Ульяновск, Промтех-Ульяновск, Спектр-Авиа, УКБП, конструкторское бюро «Туполев», Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники «Авиасервис», авиакомпания «Волга-Днепр», а также высшие учебные заведения УИ ГА им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, УлГУ и УлГТУ.
Выступая на мероприятии, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов обозначил приоритетную для региона цель – «вписаться в разработанные и утвержденные на федеральном уровне требования для кластеров, чтобы участники авиационного сообщества могли получать необходимую информационную поддержку и иметь возможность в дальнейшем пользоваться субсидиями для реализации кластерных проектов».
Ульяновск в восьмой раз организует Международный авиатранспортный форум. «МАТФ-2018» принял более 200 делегатов – руководителей предприятий авиационной отрасли, участников кооперации по ведущим авиационным проектам России, представителей образовательного и научного сообщества, глав субъектов РФ, заинтересованных в развитии авиационных активов своих территорий.