Назначение тарифов естественных монополий должно опираться на измененную законодательную базу
Начинать исправлять ситуацию с назначением тарифов естественных монополий надо с законодательной базы. Об этом заявил в интервью порталу «ЭнерджиЛэнд» ведущий аналитик института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Сергей Алихашкин.
В исследовании ИРТТЭК приводятся примеры нарушения регулятором (ФАС) действующей нормативной базы. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.03.2014 № 377-р установлены правила индексации тарифов на услуги ПАО «Транснефть» по транспортировке нефти. Однако орган регулирования вопреки законодательству применил нормы данного распоряжения и на тарифы по транспортировке нефтепродуктов.
Регулятор зачастую игнорирует федеральный закон N 147-ФЗ «О естественных монополиях», постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов» и другие нормативные документы. Последние назначенные ФАС тарифы нарушают для «Транснефти» п. 13 постановления № 980, согласно которому при определении тарифов орган регулирования обязан учитывать потребности субъектов естественных монополий в средствах на развитие производства и выплату дивидендов.
ФАС лишает «Транснефть» источника средств на выплату дивидендов, которые компания может производить только из тарифов − единственного источника дохода. Тарифы ФАС для нефтепроводов «Заполярье – Пурпе» и «Куюмба − Тайшет» выводят окупаемость проектов за срок их полезного использования или делают их принципиально убыточными.
«Анализируя ситуацию с тарифами, мы пришли к выводу, что в регулировании естественных монополий на сегодняшний день фактически отсутствует глубокая научная проработка, учёт положений экономической теории и практики передового опыта, − заявил С. Алихашкин. − Напротив, расширяется арсенал административно-командных методов».
Справедливый и равновесный уровень тарифов должен учитывать интересы всех участников отрасли, что сейчас отсутствует. Орган регулирования принимает во внимание заведомо избыточные требования потребителей и не защищает интересы естественных монополий, говорит эксперт, при этом он не несет ответственности за нанесение возможного экономического ущерба, возникшего из-за неэффективного тарифного регулирования.
Необходима разработка федерального закона о госрегулировании, который определит критерии отнесения субъектов к регулируемым и общие принципы тарифного регулирования, считает Алихашкин. При этом надо учитывать лучший мировой опыт, например, США, где принципы назначения тарифов понятны и прозрачны, а тарифы регулируются оперативно, а не как в РФ, где от заявки до утверждения проходит полгода. При этом монополиям не сообщают, какие именно их расходы включены или исключены из расчета тарифа. Возможность независимой экспертизы и обжалования тарифов фактически отсутствует.
Одним из вариантов решения вопроса о тарифах естественных монополий, заявил Алихашкин, нам видится в передаче полномочий по тарифному регулированию естественных монополий в финансово-экономический блок Правительства РФ. Министерство экономики, как нам представляется, отлично справилось бы с этой задачей, особенно если бы отказалось от сегодняшней ситуации противостояния регулирующего органа и регулируемой компании, а перешло к конструктивному взаимодействию всех заинтересованных сторон.