Владимир Лишенков: как изменится экономика государства после цифровизации сферы госзакупок
Инсайдер закупочной отрасли, руководитель одной из площадок для госзакупок о том, почему закупки государства – это исполнение социальных обязательств и почему каждый из нас является конечным выгодоприобретателем всех закупок.
Генеральный директор площадки РТС-тендер Владимир Лишенков рассказал в газете «Известия» о ситуации с госзакупками, сложившейся в России, а также о переменах, которые грядут уже в следующем году, и их влиянии на эффективность всей сферы государственных контрактов.
Закупки являются значимой частью экономики России с оборотом в 35 трлн рублей. И уже в ближайшем будущем эту отрасль ждут, фактически, революционные изменения. Главное из них – с 1-го января все закупки государства (по 44-ФЗ) перейдут в цифровую форму.
По сути, это огромный шаг, который позволит повысить открытость данных, качество контроля на всех уровнях и, как следствие, исключение выбора «своих» исполнителей контракта. А учитывая, что стоимость одной закупки в среднем составляет 2,3 млн рублей для госструктур и одного лота – 10,8 млн рублей для госкорпораций, – возможность вживую следить за этими тратами с экрана монитора для простых граждан.
Тут важно отметить, что уже сейчас увеличение прозрачности привело к тому, что в прошлом году было выявлено больше 2000 нарушений на 100 млрд рублей, и, думаю, в этом году цифра может еще вырасти. И нет, не за счёт увеличения числа участников, а благодаря переводу закупок в «цифру»
Это касается нас напрямую. Вот взять хотя бы крупнейшие в 2018 году по количеству процедур отрасли госзакупкок по классификатору ОКПД2 – электроэнергию и газ, закупки лекарственных средств и природной воды, услуги по ее очистке и водоснабжению в целом. Вместе они составляют порядка 35% всех госзакупок.
Все мы не раз слышали истории про то, что тот или иной город не успел подготовиться к отопительному сезону, или что его засыпало снегом, и коммунальщики не успевают убираться. Как ни странно, зачастую это связано именно с качеством подготовки закупочной документации, а в ряде случаев – со злоупотреблениями со стороны недобросовестных поставщиков. Полная цифровизация на этом направлении, то есть отказ от бумажной формы и вывод закупок полностью в онлайн, сократит количество ошибок на этапе подачи заявок и даст дополнительные возможности контроля за работой поставщиков.
Как изменятся при этом расходы бюджетных средств? Они снизятся. Сегодня регулятор всячески поддерживает развитие того же малого бизнеса: в закупках для него существует ряд преференций, к примеру, обязанность отдавать мелким предпринимателям как минимум 15% годового объема закупок. С приходом в этот сектор цифровизации доступ на этот рынок для предпринимателя существенно облегчится, таких компаний станет больше, а с ростом конкуренции увеличится экономия бюджетных средств. Скорее всего, в ближайшем будущем мы увидим бурный рост числа микропредприятий в регионах, которые будут специализироваться на госзакупках именно ввиду доступности информации о них. Это, кстати, позволит создать дополнительные рабочие места, снизит стоимость целого ряда цифровых услуг, будет всесторонне полезно для региона.
Через электронные госзакупки проходят закупки работ, услуг и товаров, среди которых такие важные, как лекарства. Уже сейчас все закупки лекарств проводятся в электронном виде, что позволяет государству контролировать ценообразование на лекарственные средства и исключает возможность манипулирования ценой. А у соответствующих отечественных поставщиков с протекцией государства открываются хорошие перспективы по наращиванию объема бизнеса в госзакупках. Недавно Владимир Путин подписал закон, который расширяет список заболеваний, для лечения которых медикаменты закупаются за счет бюджета. А в августе этого года Минпромторг разработал стратегию развития медицинской промышленности до 2030 года.
Причем гражданский контроль распространится не только на лекарства, но и на все сферы, с которыми, к примеру, связаны наши с вами дети. Недавно Совет Федерации начал работу над законодательными поправками о проведении госзакупок в сфере детского отдыха, исходя из качества, а не из цены предложений поставщиков. Это позволит поставщикам предлагать услуги, которые кратно будут превосходить по качеству то, что определено по ГОСТу, а не соревноваться, кто сможет больше сэкономить.
Наконец, по закупочной деятельности легко можно отследить реализацию основных государственных проектов. Например, 30 июля Аппарат Госдумы разместил в единой информационной системе (ЕИС) информацию о закупке исследования по защите граждан от сект.
Если представить, что закупочная деятельность по невыясненным причинам остановилась на день, неделю или месяц, что произойдет? Я бы провел аналогию с плановым отключением горячей воды: когда она есть, мы ее не замечаем, но когда ее отключают – все сразу испытывают дискомфорт. Так же и в закупках: эта отрасль живет своей довольно обособленной жизнью, многие даже не знают, как она устроена и как работает, но любой простой или полная остановка сразу станет заметна.
Государство в любой стране – это крупнейший потребитель, в первую очередь, в силу объема всех политических, экономических, социальных обязательств. Этот рынок никуда не исчезнет, он будет только развиваться. Сейчас мы наблюдаем активную стадию становления рынка в ответ на внешние изменения, частью которых мы тоже являемся. Интерес к отрасли важен не только с точки зрения контроля работы правительства, или как инструмент бытовой грамотности каждого гражданина. Любой человек может стать участником закупок или торгов, зарабатывать или экономить в этой сфере.
Источник: https://iz.ru/790849/vladimir-lishenkov/tcifrovaia-prozrachnost