Как составить бизнес-план
Бизнес-план – это визитная карточка любого бизнес проекта, от качества его составления зависит очень многое. Именно этот документ потребуют банки или инвесторы, если будет необходимо финансирование для осуществления проекта.
Стоит понимать, что бизнес-план — это подробнейшая программа бизнес проекта. Именно этот документ дает исчерпывающее описание всех составляющих бизнеса, в нем содержится поэтапное создание проекта.
Существуют определенные правила для составления бизнес-плана, в частности, это требование по содержанию в нем девяти обязательных разделов. Поговорим о каждом из них поподробнее.
Резюме
Это общая, обзорная часть бизнес-плана, но не стоит ее недооценивать, по мнению многих экспертов, она является чуть ли не самой главной.
В этом разделе необходимо сделать краткое описание всего проекта, выразить его суть, идею и способы ее воплощения. Причем, сделать это все необходимо таким образом, чтобы человеку, который будет его читать была доходчиво, емко, конкретно, объяснена вся концепция проекта. Связано это с тем, что по большей части, именно эту часть читают все инвесторы, и в случае, если их она не убедит, то маловероятно, что они будут тратить время на знакомство с другими разделами.
Этот раздел должен отвечать на все вопросы, которые могут быть поставлены инвестором. Он должен получить ответы на них, прочитав резюме. Примерный перечень вопросов инвестора таков: в чем суть идеи бизнеса, объем финансирования, сроки окупаемости, риски, потенциальные потребители, какие гарантии.
Далее все разделы, по сути, будут подробным описанием изложенных в резюме предложений, расчеты и доказательства успешности бизнес проекта.
Описание предприятия
Задача этого раздела дать описание создаваемому предприятию, общее. Основной упор здесь необходимо сделать на описании региона, в котором планируется начать бизнес. Также стоит провести анализ отрасли экономики, к которой относится проект, ее особенности в выбранном регионе. Необходимо сделать предположение, какое место будет отведено создаваемому предприятию в этой отрасли.
Проанализировать стоит географические показатели, почему именно в этом регионе есть необходимость и целесообразность создания предприятия, какие факторы этому способствуют. Какие плюсы или минусы может дать такое месторасположение.
Подробнейшим образом описывается в этом разделе организационная форма создаваемого предприятия, его структура. Значимость и степень будущего влияния владельцев предприятия.
Продукция (услуги)
Этот раздел будет посвящен тому, чем именно будет заниматься предприятие, т.е. продукции либо услугам. Здесь необходимо подробно описать все характеристики продукции или услуги, ее отличительные черты, преимущества. Если это возможно, то представить фотографию, чертеж или модель (эскиз). Необходимо придумать также ее название, «товарный знак», концепцию.
Уделить внимание в этом разделе стоит и степени «нужности» и «полезности» этой продукции или услуги. Рассказать для чего она нужна, какова ее польза для потребителя.
Если для производства этой продукции требуются какие-либо лицензионные соглашения или патенты, то эту информацию также нужно изложить в этом разделе, все подробно описать.
Анализ рынка
Эта часть бизнес-плана содержит маркетинговые исследования по представленной продукции (услуге), которые дают исчерпывающую информацию о ситуации, сложившейся на рынке. В этом разделе вы просто обязаны привести доводы, которые бы доказывали, что ваша продукция чем-то отличается от ее аналогов, имеет какие-либо преимущества. Описать факторы, которые будут привлекать к продукции покупателей, обеспечат ее сбыт.
Также подробно необходимо изложить маркетинговую стратегию по выходу товара на рынок: какими способами и методами будет обеспечено ее продвижение. Изложить необходимо и суть рекламной компании, дать ее описание.
В качестве аналитического материала необходимо представить анализ ценовой политики по данной продукции в периоде не меньшем, чем пять лет. Это значит, проанализировать все изменения цены на нее в этом периоде и отразить факторы, на это повлиявшие. Конечно, сделать это возможно, если есть подобная продукция на рынке. Ну, а если ваш проект представляет совершенно уникальный продукт, то стоит оценить его ценовую перспективу.
Рассмотреть необходимо и всех своих конкурентов в этом сегменте рынка, собрать о них максимальную информацию, проанализировать каким образом будете с ними конкурировать. Более того, нужно предусмотреть возможный сценарий их действий, в результате выхода на рынок вашей продукции.
Производственный план
В этой части бизнес-плана описывается все, что касается непосредственно производственного цикла. Это значит, что необходимо дать описание технологического процесса. Перечислить все используемое в цикле оборудование, квалификацию и потребность в производственном персонале.
Далее стоит уделить внимание вопросу сырья и материалов: кто поставщики, анализ этого сырьевого рынка. Создание запаса для бесперебойной его доставки, логистика поставки сырья и материалов, структура складского хранения.
Следующее, что необходимо будет изложить в бизнес-плане – это состав производственных затрат, их анализ, представить калькуляцию производственной себестоимости, а соответственно и проанализировать ее, сопоставить со средними показателями на рынке и данными конкурентов.
В общем главной задачей этого раздела является описание всех составляющих производственного цикла. Необходимо убедить инвестора, что все его компоненты: производственные площади, оборудование, персонал, технологический процесс, сырье и материалы, техническое обеспечение производства (электроэнергия, тепло, вода, коммуникации), средства контроля – все будет организовано на должном уровне и бесперебойно.
План сбыта
Уже из названия понятно, что этот раздел бизнес-плана обязан отобразить все мероприятия, направленные на сбыт произведенной продукции. В данном случае, инвестор должен убедиться в том, что вся произведенная продукция найдет своих потребителей, производство не будет работать на склад. Кроме того, здесь необходимо конкретизировать или дать исчерпывающее описание будущему покупателю продукции (услуг).
Анализу в этой части плана надо подвергнуть все возможные факторы, которые способны повлиять на сбыт (сезонность и другие возможные). Продумать все варианты мероприятий (скидки, акции, кредиты, условия оплаты), которые обеспечат дополнительный стимул потребителям для покупки именно этой продукции.
Финансовый план
Это стратегия проекта в цифрах, т.е. при помощи расчетов нужно показать финансовую сторону работы будущего предприятия. Инвестор должен понимать перспективу вложенных средств. А это будущая прибыль и срок окупаемости инвестиций, а также последующая перспектива заработка.
Начинать стоит с расчетов по затратам подготовительного периода и ввода в эксплуатацию предприятия. Далее необходимо представить расчеты по поступлению денежных средств на предприятие от реализации продукции (услуг). Следующим этапом будет затратная часть и налогообложение, и после прибыль. Конечно, все это надо описать очень подробно, выделить все нюансы.
Отдельное внимание надо уделить расчетам показателей эффективности, индексов и коэффициентов, предусмотренных в финансовом анализе.
Не оставьте и без внимания план по выплатам вложенных средств инвесторам, наверняка, этот вопрос их заинтересует.
Анализ чувствительности
Цель этого раздела бизнес-плана рассчитать влияние всевозможных внешних факторов (инфляция, экономический кризис, высокий уровень дебиторской задолженности потребителей на предприятии), а также внутренних (изменение цен на продукцию, сокращение объемов производства, сбыта). Кроме того, в этой части бизнес-плана должны быть представлены расчеты точки безубыточности, т.е. нулевая доходность предприятия, при которой отсутствуют убытки.
Экология и нормативная документация
Эта часть проекта будет описывать аспекты экологического законодательства, методы его соблюдения на предприятии. Еще в этом разделе будет представлена информация о получении необходимых разрешений, оформлении определенных дозволительных документов для функционирования производства в соответствии с нормами законодательства. Естественно, что должен быть составлен план их получения, в котором указываются конкретные сроки.
Приложения
Этот раздел предназначен для систематизации всех дополнительных данных или структуризации проведенных расчетов и анализов, которые применялись при составлении проекта. В том числе, если есть какие-либо определенные ссылки в проекте на определенные источники, требующие подтверждения, они также прикладываются в этот раздел.
Кто должен составлять бизнес-план?
Этот вопрос закономерен, поскольку от этого документа весьма многое зависит. Вообще, существует, как минимум, три варианта исполнителей бизнес-плана: самостоятельно заинтересованное лицо (руководитель предприятия); сотрудники предприятия (если оно уже существует и действует); фирмы (специалисты), оказывающие таковые услуги.
В общем-то, если рассмотреть каждый из предложенных вариантов, то он имеет определенные плюсы и минусы, необходимо лишь оценить их соотношение и сделать прогноз о влиянии их на качество конечного результата (готового бизнес-плана). При самостоятельном составлении его руководителем, плюсы состоят в том, что он досконально разберется и прочувствует все нюансы проекта. Но минусом явиться то, что это может занять много времени (которого просто нет) и результат будет не профессиональным (дилетантским). В случае привлечения внутренних резервов, коими являются сотрудники предприятия, несомненным преимуществом будет то, что они «чувствуют» производство, знают все тонкости, но отрицательным моментом будет тот факт, что расценено это будет как дополнительна нагрузка, также будет нехотя и выполняться. Естественно, что заключив договор с профессиональными разработчиками бизнес-планов, вы получите академический результат его исполнения, т.е. в соответствии с существующими методиками.
Отрицательным моментом явиться тот момент, что займет это продолжительный периоде времени, поскольку им надо разобраться в специфике, вникнуть во все нюансы. Также и стоимость таких работ достаточно высока, что нельзя отнести к положительным фактам.
Самым лучшим выходом будет совмещение всех трех способов написания бизнес-плана воедино. Руководитель представит концепцию, свое виденье проекта, что он хочет получить в результате. Сотрудники предприятия представят информацию о технологическом процессе, все данные, касающиеся производства, набросают свои умозаключения по будущему проекту. Ну, а уже нанятый профессионал облачит всю эту информацию в готовую работу, внесет корректировки, добавит своими расчетами и представит все это в привлекательной для инвесторов форме. Кстати, если в качестве потенциальных инвесторов могут выступать иностранные лица или предприятия, то стоит позаботиться и о качественном техническом переводе проекта на требуемый иностранный язык.
Уделите пристальное внимание составлению бизнес-плана, обращайте внимание на все нюансы, а перед подачей его инвесторам – обязательно ознакомьтесь еще раз именно с этим экземпляром. Ведь сюрпризы вам – не нужны. И помните, если инвестора не заинтересовал проект, то просите назад экземпляр бизнес-плана, а лучше укажите эту информацию в непосредственно в документе.