Главная > Бизнес > ФАС готовит поправки в антимонопольное законодательство

ФАС готовит поправки в антимонопольное законодательство

15.10.2013 Бизнес

Сегодня сайте Федеральной Антимонопольной Службы появилось приглашение к обсуждению поправок в антимонопольное законодательство. Проект направлен на то, чего так долго ждали предприниматели, особенно — малый бизнес: уменьшение влияния государства на коммерсантов. Только вот сразу скажу — к малому бизнесу относится по понятным причинам. Антимонопольщики занимаются преимущественно крупными бизнесом. Но, тем не менее, если некоторые моменты, касающиеся всех.

Я хотел бы по пунктам разобрать те, которые планируются на данный момент. Всего на сайте сформулировано 9 ключевых положений, которые должны быть обеспечены поправками. По ним и пройдемся в таком формате: положение — комментарий. Итак, всем, кому это было бы интересно — прошу под кат.


Поправки предполагают полный отказ от уведомлений о сделках экономической концентрации, т.е. свыше 2 тысяч уведомлений в год не придется подавать предпринимателям в ФАС России.

Что такое сделки экономической концентрации? Это такие сделки, которые приводят к изменению состояния конкуренции. В первую очередь — эделки по слиянию, поглощению и дроблению. Так же сюда относятся всевозможные договоры, например, о ролях «эксклюзивного поставщика», которые препятствуют выходу на рынок других игроков.

Положение предполагает, что теперь уведомления о таких сделках подавать в ФАС не обязательно. По идее авторов это должно избавить коммерсантов от лишней бюрократической возни. Правда, остается вопрос: с одной стороны это, безусловно, шаг вперед. Но ведь и предприятиям, близким к монополии или к 35% барьеру рынка теперь будет проще монополизировать рынки или пользоваться преимуществами доминирующих игроков.


Исключение возможности применения запрета на злоупотребление доминирующим положением к хозяйствующим субъектам в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов отдельных лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и не приводящих к ограничению конкуренции на рынке в целом

Если разобрать непростую семантику положения, то это выглядит вот как. Теперь должно быть меньше претензий от контролирующих органов к таким доминантам (лицам, которые контролируют 35% предприятия, но об этом дальше), действия которых приводят только к ущемлению отдельных лиц.

Претензии здесь очевидно. Что это за круг отдельных лиц? Как он определяется. Потребители — отдельные лица? А конкуренты? Про совладельцев уже можно и не говорить.


Существенно расширяется институт предупреждения: подавляющее большинство дел о злоупотреблении доминирующем положением и недобросовестной конкуренции не может быть возбуждено ФАС России в отношении бизнеса или органов власти без направления предупреждения. При исполнении предупреждения в срок лицо не подлежит ответственности

Вполне здравое предложение. Если доминант набедокурил, используя свое положение, то сразу применять санкции к нему теперь не будут. А будет вынесено предупреждение. И если нарушения будут устранены — то такое поведение не будет считаться нарушением закона.


Поправки регламентируют порядок выдачи антимонопольным органом предписаний, в том числе предписаний об опубликовании правил торговой практики, ограничивая перечень условий, подлежащих включению в такие предписания. В настоящее время, антимонопольная служба определяет такие условия по своему усмотрению

Опять же, просто отличное положение. Даже для малых предпринимателей. Сегодня ФАС определяет условия торговли по своему усмотрению, проще говоря. Теперь будет создан перечень — своего рода чеклист — по которому можно будет выносить предписания.

Плохо будет, если в перечень попадут вольные нечеткие формулировки. Это может полностью загубить положение.


Предлагаемые поправки предусматривают недопустимость признавать хозяйствующий субъект с долей менее чем 35 процентов доминирующим положением

Очень просто. Совладелец с долей меньше 35% теперь не признается доминирующим субъектом. То есть теперь это нижний порог. Ранее он был нестрогим, то есть по другим (не формальным) признакам субъект с долей мог быть признан доминирующим.


Поправки предлагают исключить требования ФАС России к торгам частных компаний. Антимонопольные требования должны распространяться только на те торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ

Если я правильно понял, то тендеры в частных компаниях отменяются. В принципе, они и раньше не особо проходили. ФАС часто закрывала глаза на их отсутствие. По закону в настоящий момент даже покупка канцелярии — двух папок и карандаша — должна была сопровождаться тендером.


В целях устранения государственного вмешательства в экономику поправки предлагают ограничить возможность создания государственных и муниципальных предприятий. ГУПы и МУПы не могут создаваться на конкурентных рынках

Вообще довольно революционное предложение. То есть рынки, где предусматривается конкуренция теперь будут обходиться без МУПов и ГУПов. Отлично, а как быть, например, с рынком пассажирских перевозок? Рынок конкурентный? Вполне — вон сколько частников! Но почти все автобусные, троллейбусный и трамвайные парки — МУПы. Кто будет рулить сеткой? Рельсами? Как можно будет поделить их их между частниками, желающими войти на рынок? Или создавать естественную монополию?

В общем, вопросов очень много.


Конкретизируется порядок применения антимонопольных требований к действиям и соглашениям по использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Антимонопольные требования распространяются только на обращение товара, а не на объекты интеллектуальной собственности

Честно говоря, не смог без конкретных примеров понять, о чем идет речь. Каюсь. Возможно, кто-то поймет. Тогда объясните.


Поправки предусматривают возможность признания допустимыми соглашений о совместной деятельности и определяют порядок нотификации таких соглашений

Совместная деятельность — это договор, предполагающий кооперацию двух сторон для достижения общей хозяйственной цели. То есть такое стратегическое объединение предприятий без сделок экономической концентрации. Предполагается, что теперь не только будет можно, но и рассказано — как именно.


А что вы думаете по поводу планируемых поправок?