Главная > Бизнес > «ЛАНИТ - Би Пи Эм» и TAdviser исследовали уровень автоматизации 50 ведущих банков России

«ЛАНИТ — Би Пи Эм» и TAdviser исследовали уровень автоматизации 50 ведущих банков России

28.10.2021 Бизнес

Исследование уровня и процессов автоматизации главных российских банков осуществили компания «ЛАНИТ — Би Пи Эм» (входит в состав ГК ЛАНИТ) и аналитический центр TAdviser. В ходе исследования были опрошены представители 50 российских банков, из списка топ-100. Итоги исследования продемонстрировали приоритетные для компаний отрасли ИТ-решения и продукты, объемы инвестиций в ИТ-проекты, а также основные цели и задачи цифровизации на ближайший год.

Ключевые выводы исследования:

* 52% ведущих банков увеличили бюджеты на автоматизацию;

* в 2021 году лидирующие банки планируют инвестировать в автоматизацию более 500 млн рублей;

* 90% опрошенных рассматривают реализацию ИТ-решений в контексте самообслуживания;

* 74% банков столкнулись с проблемой дефицита ИТ-специалистов;

* 92% участников исследования автоматизировали свой бэк-офис;

* кредитные процессы малого (58%) и среднего бизнеса (54%) показали самый высокий уровень автоматизации.

Как реализуются проекты по автоматизации бизнес-процессов в 2021 году

30% опрошенных банков планируют увеличить скорость процессов автоматизации в течение года, а 68% будут придерживаться уже существующих темпов роста. При этом, ведущие игроки действуют согласно утвержденной стратегии и продолжают реализацию проектов по автоматизации. Банки среднего размера приняли решение уменьшить количество проектов и сделать акцент на обеспечении кибербезопасности, непрерывности бизнеса и разработке дистанционных каналов предоставления услуг.

Игорь Потоцкий, генеральный директор «ЛАНИТ — Би Пи Эм», отметил причины увеличения темпов автоматизации: “Пандемия стала триггером для автоматизации и быстрого создания новых цифровых продуктов. Очевидно, что российские банки считают автоматизацию бизнес-процессов приоритетной задачей. Темпы автоматизации будут только расти, и банки-лидеры рынка действуют в рамках глобального тренда гиперавтоматизации, согласно которому все, что должно быть автоматизировано, будет автоматизировано. Именно автоматизация становится все более значимым фактором, который позволяет компаниям становиться более конкурентоспособными”.

Изменение бюджетов банков на автоматизацию в 2021

В 2021 году 44% банков увеличили бюджет на автоматизацию. У 36% опрашиваемых величина выделяемых средств сохранилась на прежней отметке.Инвестиции в автоматизацию более 50% крупных банков составляют более 500 млн руб.

Причины запуска проектов по автоматизации бизнес-процессов

Растущие ожидания клиентов относительно качества предоставляемых сервисов и вариантов их доставки оказались причиной быстрого развития новых проектов по автоматизации в банках (88%). Более 30% участников видят необходимость предоставления 100% банковских услуг в онлайн-формате. Также важным в этом контексте стало увеличение скорости вывода на рынок новых ИТ-продуктов в ситуации быстро растущей конкуренции.

Сергей Русанов, член правления, руководитель ИТ-блока банка “Открытие” рассказал, что повышение степени автоматизации бизнес-процессов положительно сказалось на количестве рутинных операций для сотрудников и клиентов, поспособствовав их уменьшению. “Это заполнение заявок на кредит из сканов предоставленных документов, внедрение чат-ботов, интеграция с ЕСИА и многое другое”, — уточнил Русанов.

Какие ресурсы используют банки в проектах по автоматизации

Более 50% банков-лидеров в ходе реализации проектов автоматизации объединяют внутреннюю разработку ИТ-решений с услугами внешних поставщиков. 18% банков делают выбор в пользу инсорсинга, а 16% — аутсорсинга. 80% банков, при сотрудничестве с внешним поставщиком ИТ-услуг, рассчитывают на оказание им технологической экспертизы высокого уровня.

Приоритетные технологии

Рост количества накопленных данных и тренд на их использование послужили причиной увеличения спроса на технологии BigData (81%) и разработки на базе AI, ML (62%). Таким образом, повышается качество и скорость принимаемых решений. Также становятся востребованными следующие ИТ-продукты: микросервисы (76%), решения на базе искусственного интеллекта и машинного обучения (62%), RPA (50%).

Виталий Лавринец, управляющий директор, руководитель управления клиентского счастья и монетизации Райффайзенбанка, обозначил свою точку зрения на процессы автоматизации: “Наша цель — автоматизировать все процессы, чтобы дать лучший пользовательский опыт нашим клиентам: обеспечить удобство, скорость, отсутствие ошибок. Мы также хотим, чтобы наши сотрудники занимались творческими и интересными задачами, которые не подразумевают рутинных операций. Есть примеры, когда автоматизировать процесс на 100% не получается, и тогда ML используется для помощи в принятии решений”.