Экономист Марат Айдагулов о вызовах и перспективах ТЦ и «офлайн торговли» в России
Рыночный сегмент торговых центров в последние годы стал предметом острых дискуссий в предпринимательской среде и экспертном сообществе. В каком состоянии находится рынок оффлайн торговли после пандемии и санкций? Как стремительное развитие электронной коммерции отразилось на посещаемости торговых центров? С какими проблемами сталкивается этот сегмент рынка? – экономист и общественный деятель Марат Айдагулов рассмотрел тенденции и проблемы отрасли торговых центров.
В то время как по всему миру за последние десятилетия фиксируется значительный рост числа торговых центров (ТЦ), Россия по ряду геополитических обстоятельств в конце 2022 года столкнулась с кризисом торговых площадок. По состоянию на ноябрь 2022 года под угрозой закрытия оказался каждый второй торговый центр. Основной проблемой в деятельности ТЦ стал резкий отток посетителей ввиду закрытия магазинов ряда зарубежных брендов.
По данным IBC Real Estate в 2022 году в России было введено в эксплуатацию в три раза меньше торговых площадей, в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года (305 тыс. кв. м торговых площадей в 2022 году против 913 тыс. кв. в 2021). На 77% сократилось количество построенных торгово-развлекательных центров в 2022 году.
Подобная статистика не должна никого пугать. Действительно и так перенасыщенный рынок ТЦ подвергся серьезным испытаниям сначала локдауна во время пандемии COVID-19, после по прибыли ТЦ ударили санкции и несмотря на то, что за досрочное расторжение арендных договоров западные бренды выплатили, в ряде случаев довольно крупную неустойку, потеря якорных брендов привела к снижению посетителей ТЦ. К октябрю 2022 года падение посещаемости ТЦ достигла уровня 20% от показателей 2021 года, также до аномальной величины увеличилась вакантность торговых площадей, составлявшая на тот период 25-30% от суммы арендопригодных площадей.
Несмотря на то, что динамика посещаемости в течении 2022 года была отрицательной уже в ноябре 2022 года в ТЦ стало на треть больше отечественных брендов, ощущая последствия потери российского рынка западные бренды стали возвращаться в Россию с новыми названиями. Согласно данным «1С-Рарус» уже в январе началось восстановление посещаемости ТЦ в регионах. Показатель «1С-Рарус Индекс», отражающий число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей превысил аналогичный показатель 2022 года на 4,7%. Вслед за регионами, по данным Focus Technologies, посещаемость стала восстанавливаться в Москве и Санкт-Петербурге (3% и 14% соответственно).
При, безусловно, положительной динамике восстановления посещаемости ТЦ и в целом оптимистического прогноза на будущее, благодаря качественному и количественному росту российских брендов следует решать и проблемы управленческого характера. Среди участников рынка, а еще ранее среди экспертного сообщества, уже осознана проблема неэффективного использования пространства и устаревшей модели аренды. Долгосрочные арендные соглашения, как правило, отпугивают молодые бренды, иногда подобная аренда не может быть реализована ввиду непосильной стоимости для развивающегося бренда. При решении данной проблемы могут быть использованы меры государственной поддержки и субсидирования, что, как представляется, будет способствовать развитию ТЦ и отечественных брендов. Также эффективными могут быть новые решения по краткосрочной аренде и отложенных платежах. Создание многофункционального инновационного пространства и форм взаимодействия с арендаторами ускорят восстановление и развитие ТЦ. В этой части российские торговые площадки могут обратиться к зарубежному опыту по формированию комфортной и привлекательной среды для посетителей.
Несмотря на наличие управленческих, внешних и политических факторов, оказавших непосредственное влияние на деятельность ТЦ, стоит отметить, что рост электронной коммерции, а следовательно, и доли покупок, совершаемых на виртуальных площадках, ведет к снижению количества офлайн посетителей магазинов, в том числе расположенных на территории ТЦ. Стремительное развитие рынка e-commerce и e-grocery рассматривалось мной в отдельном материале. Впрочем, несмотря на высокий потенциал широкомасштабной автоматизации логистических и бизнес-процессов в электронной коммерции не стоит сбрасывать со счетов ТРЦ.
В цифровую эпоху особое значение приобретает присутствие ТЦ онлайн, внедрение новых интерактивных технологий, разработка гибридных форм взаимодействия. Своя ниша есть у каждой бизнес-модели, кроме того, проводя свой досуг потребители всегда будут обращать внимание на образцы товаров, расположенных на витринах магазинов в ТЦ, однако успех отечественных брендов зависит как от добросовестности и креативности российский предпринимателей, так и от мер целевой государственной поддержки.