Ренат Мансуров: фандрайзинг — эффективный инструмент привлечения инвестиций
Малый бизнес часто сталкивается с проблемой привлечения инвестиций. Своими крупными средствами располагает меньшее число начинающих малых предпринимателей, поэтому вполне естественно, что стартаперам требуются инвесторы. Но как их искать, особенно если человек или группа лиц, открывающих малое предприятие – новички в бизнесе, не обладают обширными связями и знаниями?
Одним из наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций и не только их в данном случае становится фандрайзинг. По сути, фандрайзингом называют маркетинговую стратегию, направленную на поиск инвесторов и спонсоров, и не только их. С помощью метода фандрайзинга осуществляется привлечение технологий, оборудования, персонала, что позволяет значительно повысить эффективность бизнеса, а впоследствии его масштабировать.
Инвесторы, вкладывающие деньги в определенные проекты, получают не только собственную выгоду, но и повышают свою репутацию в деловой среде. Как известно, репутация – это тоже своего рода прибыль, способствующая повышению рейтинга бренда (личного или компании) и, следовательно, и росту доходности тоже.
Значительная часть проектов, использующих фандрайзинг для привлечения средств, носит некоммерческий характер. Это проекты социальные, в сфере культуры, общественной и политической деятельности. Однако и в бизнесе метод фандрайзинга действует весьма эффективно.
Выделяют внешний и внутренний фандрайзинг. Внутренний фандрайзинг подразумевает, что средства на развитие проекта собирает сам запустивший его предприниматель. Внешний фандрайзинг заключается в использовании для сбора средств помощи специально приглашенной компании, занимающейся предоставлением данных услуг, или профессионала в этой сфере. Получившие помощь предприниматели успешно используют фандрайзинг для привлечения инвестиций в свои стартапы.
Кроме того, фандрайзинг разделяется на оперативный и проектный. В первом случае средства собираются и инвестируются в повседневную деятельность предпринимателя или компании. Проектный фандрайзинг предусматривает привлечение средств в определенные проекты и инициативы. Можно отметить, что во многих случаях проектный фандрайзинг работает более результативно, поскольку понятны временные рамки проекта, определена сумма, требуемая для его реализации.
Многие инвесторы предпочитают работать с проектным фандрайзингом, и можно посоветовать привлекать средства именно таким способом: не «на развитие кафе», а на «покупку музыкального оборудования для кафе, в котором по вечерам будут выступать начинающие музыкальные коллективы нашего района или города». Опыт свидетельствует, что на проекты деньги выделяют охотнее, чем на поддержку повседневной бизнес-деятельности компании или отдельно взятого предпринимателя.
Ренат Мансуров, Президент Академий Фандрайзеров