Главная > Бизнес > Тенденции вознаграждения 2023–2024: как компании адаптируются к вызовам рынка

Тенденции вознаграждения 2023–2024: как компании адаптируются к вызовам рынка

25.10.2024 Бизнес

Консалтинговая компания RosExpert проанализировала общеиндустриальные тенденции по вознаграждению в 2023 и 2024 годах. В исследовании оплаты труда приняли участие 117 компаний из ведущих отраслей экономики.

Основные выводы исследования:

Стагнация реальных доходов: уровень фиксированного вознаграждения растет незначительно быстрее инфляции, что делает его ежегодный прирост менее ощутимым для сотрудников и вынуждает компании продолжать увеличивать ФОТ в целях сохранения эффективности монетарной мотивации. Средний процент общеиндустриального прироста базового вознаграждения за год составил 8,3%, в банковской сфере – 8,9%

Рост базового вознаграждения: наибольший рост наблюдается в ИТ-секторе (9,4%) из-за непрекращающегося высокого спроса на кадры как внутри отрасли, так и на рынке в целом (в первую очередь, как специалистов, которые могут реализовать задачи, связанные с повышением производительности труда). Рост базового вознаграждения у рабочих составил 9,9%. Он стал вторым по динамике после топ-менеджмента (11,6%) и обогнал рост вознаграждения среднего менеджмента (9,7%).

Рост переменного вознаграждения: в секторе розничных и оптовых продаж, а также в FMCG, набирает обороты тренд по увеличению доли переменной части вознаграждения. Предполагаем, что это связано с желанием компаний сделать систему более гибкой в ответ на внешние изменения. Прирост совокупного вознаграждения 2023-2024 гг. в среднем по рынку составил 9,8%. На втором месте, после топ-менеджмента (14,9%), процент прироста дохода у массового персонала – 12,7%.

Рост вознаграждения массового персонала: существенный рост уровня вознаграждения наблюдается по категории массового персонала (курьеры, водители и т.д.), что связано с непрекращающимся увеличением количества предложений о работе для этой категории, удорожанием миграционной рабочей силы, вызванным изменением в курсе валют, и повышающейся сложностью привлечения трудовых мигрантов для работы в регионах.

С учетом среднего прогноза Росстата по изменению численности населения, в ближайшие 5 лет коэффициент недоукомплектованности по производственному персоналу в компаниях может вырасти до 18% (повысится на 6,6% относительно значения по итогам 2023 года) и продолжит увеличиваться.

Рост вознаграждения производственного персонала: уровень вознаграждения рабочих и высококвалифицированного производственно-технического персонала (инженеры) также растет. Это во многом связано с недостаточной популярностью данного направления образования, а также низкой мотивацией потенциальных работников оставаться/ переезжать в регионы для выстраивания карьеры.

Фокус на информационную безопасность: с увеличением числа рисков, связанных с защитой данных, специалисты по кибербезопасности становятся крайне востребованными, и финансовые компании инвестируют в развитие и сохранение этих сотрудников. Соответственно рост их базового вознаграждения также значительный: в среднем до 18%.

Рост влияния функции безопасности. В целом функция обеспечения безопасности, куда помимо кибербезопасности входит внутренняя и экономическая, вышла на второе метро по росту базового вознаграждения, показав рост в 9,5%.

Повышение требований к GR-компетенциям: на фоне усиления роли государства в экономике, в том числе расширения проектов по государственно-частному партнерству, банковский сектор заинтересован в развитии отношений с госорганами различных уровней, что требует усиления кадрового состава GR-функции и находит отражение в существенном росте вознаграждения по сравнению с предыдущими годами – 13%.

Дальнейший прогноз: в условиях дефицитного рынка труда по большинству специальностей, технологической конкуренции и необходимости регулярного повышения заработной платы (как минимум на уровень инфляции) для удержания ключевых специалистов, вероятно дальнейшее снижение прибыльности у многих участников рынка.

В этой гонке шансы занять «призовое место» выше у тех, кто наиболее эффективно трансформирует свою операционную модель, в том числе в части человеческих ресурсов.