Мировые рейтинговые агентства и кредитный рейтинг
Кредитный рейтинг – это некоторый показатель, который в числе множества других используют те, кто вкладывает куда-то или во что-то деньги или ресурсы. Показатель, естественно, не абсолютный, как, например линейка или гиря, а отражает всего лишь мнение агентства, вернее людей там работающих. А человек не идеален, следовательно, рейтинг обладает определенной степенью (долей) субъективности.
В каком-то смысле рейтинг отображает кредитное качество какого-то долгового обязательства и, следовательно, вероятность дефолта по этому обязательству, а так же вероятность на этом обязательстве «нажиться». Если совсем в двух словах, то рейтинг показывает вероятность того, что то, что вы дали в долг, вам вернут и вероятность того, что к возвращенному долгу вы получите еще и проценты. Не следует забывать, что рейтинги отражают далеко не все имеющие значения для кредитора и заемщика факторы. Гарантий рейтинговые агентства не предоставляют.
Кредитный рейтинг может присваиваться кому и чему угодно: стране, правительству этой страны, банку, городу, ларьку, торгующему цветами и сигаретами, трансконтинентальной финансовой корпорации, отдельному человеку или даже какому-то долговому обязательству. Его присвоение является коммерческой услугой и позволяет эмитенту существенно расширить круг инвесторов и понизить процентные ставки.
Существенным недостатком рейтинга является то, что его изменения по объективным причинам всегда немного отстают от реальности, особенно во время кризисов, когда объективная реальность изменяется с калейдоскопической быстротой и максимальный рейтинг может иметь компания, которая не только разорилась уже сама, но и стала причиной краха других. Также к недостатком можно отнести вероятную возможность банальной покупки рейтинга или давления на агентства со стороны какого-либо государства (не буду показывать пальцем какого). Агентства «большой тройки» уже не раз обвиняли в умышленном и необоснованном занижении рейтинга в пользу интересов, в том числе и политических, Соединенных Штатов Америки. Были и обвинения в том, что агентства необоснованно понижали рейтинг в случае отказа от их услуг или готовы были понизить.
Таких агентств много (более сотни и это еще более менее известные), но, признанное всем цивилизованным миром право судить всё и вся имеют лишь агентства так называемой «большой тройки» — это Standard & Poor’s (S&P), Moody’s Investors Service (Moody’s) и Fitch Ratings (Fitch). Они и являются наиболее влиятельными, кстати, все три зарегистрированы в США.
Каждое из них, опираясь на собственные наработки и методологию, оценивает чью-либо кредитоспособность и выражает свое мнение с помощью специальной рейтинговой шкалы (у всех трех агентств они схожи между собой, хотя и имеют некоторые различия).
Самое старое из них Standard & Poor’s (создано в 1860 году), является «дочкой» The McGraw-Hill Companies, занимается аналитическими исследованиями финансового рынка и присваивает долгосрочные и краткосрочные кредитные рейтинги, работает в 23 странах мира.
Moody’s (создано в 1909 году), является головной компанией Moody’s Investors Service, присваивает рейтинги и публикует заключения о кредитоспособности эмитентов и кредитном качестве их ценных бумаг, работает более чем в ста странах.
Fitch Ratings (создано в 1913 году), занимается предоставлением ориентированных на перспективу оценок кредитоспособности и предоставлением мировым кредитным рынкам аналитических исследований. Занимается анализом рынков капитала более чем 150 стран.
Все три агентства считаются и являются неотъемлемой частью мировой финансовой инфраструктуры и своими оценками способны влиять на экономическое состояние целых стран, преднамеренно занижая или завышая те или иные рейтинги.
Помимо международных рейтинговых агентств существуют и национальные. Их создание в первую очередь связано с тем, что «нам тут виднее какой у нас рейтинг» (национальные агентства способны более адекватно оценивать местную специфику) и еще с тем, что международные рейтинговые агентства не могут оценивать компании какого-либо государства выше, чем суверенный рейтинг самого этого государства (хотя, довольно редко, но в практике международных рейтинговых агентств встречаются случаи, когда все-таки могут).
Самые известные российские агентства: RusRating, Национальное рейтинговое агентство, АК&M, «Эксперт РА» и «совместное предприятие» Moody’s Interfax Rating Agency.
Оценка российскими агентствами проводится быстрее, с учетом национальной специфики и дешевле. Кроме того, российские агентства, пытаясь конкурировать с международными, стараются предоставить более широкий спектр сервисов.