Корнелиус Вандербильт
Платье, отороченное собакой, нанесло заносчивой Вандербильдихе
первый меткий удар. Потом гордой американке были нанесены три
удара подряд. Эллочка приобрела у домашнего скорняка Фимочки Собак
шиншилловый палантин (русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), завела себе голубиную шляпу из аргентинского фетра и перешила новый пиджак мужа в модный дамский жакет. Миллиардерша покачнулась, но ее, как видно, спас любвеобильный папа Вандербильд.©
В наше время богатых и знаменитых Вандербильтов уже нет. От всего баснословного состояния остались лишь легенды о сказочных приемах, великолепных яхтах, дома-музеи, правила игры в бридж, придуманные ими, чипсы и понятие «нувориш». Вполне возможно, что это является подтверждением расхожего утверждения о том, что никакая империя не вечна.
Второй после Рокфеллера богатейший американец всех времен родился в конце XVIII века на ферме в небогатой многодетной семье. С одиннадцати лет ему пришлось, оставив школу, помогая отцу, работать на пароме. Это пошло ему на пользу, так как позволило на собственном опыте заняться изучением течений и проливов в районе Нью-Йорка. К шестнадцати годам, за то, что собственноручно вспахал и засеял участок семейной фермы площадью более трех (!) гектаров, он получил от матери в долг сто долларов (хорошие по тем временам деньги) и смог приобрести небольшую подержанную баржу. На этой барже Корнелиус занялся тем, что уже умел – перевозкой пассажиров, причем настолько успешно, что менее чем через год не только выплатил матери долг, но и внес в семейный бюджет около тысячи долларов. В 19 Корнелиус Вандербильт женился на своей соседке, являвшейся его кузиной, которая тоже приобщилась к бизнесу.
Во время «второй войны за независимость» уже имевшиеся у Вандербильта деньги и связи позволили ему получить от правительства эксклюзивное право на перевозки между Нью-Йорком и окружавшими его защитными фортами. Это существенно увеличило его состояние. Тут Вандербильт обращает внимание на потенциальные возможности появившейся в те времена новинки – парохода. Он он продает все свои парусные корабли (есть более вероятная версия, что он их не продавал, а просто назначил управляющего) и чтобы более досконально разобраться в том, что же из себя представляет этот пароход и каковы его возможности, устраивается в 1817 году в пароходную компанию на должность капитана с жалованием, не идущим ни в какие сравнения с его прежними доходами.
Именно на службе в пароходной компании Гиббонса начали проявляться все самые темные «бизнес-качества» Вандербильта. Дела он вел совершенно бесчесчестно, не гнушаясь ничем, если это могло принести прибыль: гонял суда без лицензий, демпинговал цены в разы, завышал цены на еду и спиртное в судовых барах, а вскоре, став равноправным партнером Гиббонса, принялся «злодейничать» с новой силой. В конце концов, он довел уже к тому времени полуразоренных конкурентов до того, что они вскинулись и выплатили ему сто тысяч долларов и пообещали платить еще, лишь бы он больше в окрестностях Гудзона не появлялся. Предложение было более чем заманчивое и Вандербильт переключился на Кубу, Вашингтон и Бостон, основав уже собственную пароходную компанию.
К началу сороковых пароходная империя Вандербильта насчитывала уже более ста кораблей и была самой крупной компанией США по количеству сотрудников, а состояние владельца около полумиллиона. А уж после того, как в Калифорнии нашли золото и Вандербильт, чтобы перевезти всех желающих обогатиться, занялся еще и межконтинентальными перевозками, его состояние возросло в разы и стало насчитывать несколько миллионов.
Корнелиус не скромничал. Он построил трехэтажный дворец, ставший чуть ли не эталоном как безвкусия, так и роскоши, а перед ним поставил бронзовую статую восседающего на троне себя в образе античного бога. Его выходки ввергали в шок тогдашнюю американскую элиту, но в тоже время нередко и перенимались. Он мог снять на вечер оперный театр, выплатив неустойку за срыв программы и закатить в нем вечеринку, шокировал людей матросской бранью на приемах и открыто кичился своей неотесанностью, невежеством и дремучестью. Невежеством практически во всем, но только не в бизнесе. «Изобретение все новых способов делать деньги не оставляло мне времени на образование», — разоткровенничался как-то миллионер.
Во второй половине пятидесятых XIX века 60-летний Корнелиус Вандербильт, накопив более десяти миллионов долларов, решил «отправиться в отпуск» и построив 80-метровую океанскую яхту за полмиллиона долларов (для сравнения, новый дом в Нью-Йорке в то время стоил $2500, посещение врача — $2, а бутылка портвейна – 11 центов) с семьей и друзьями отправился в круиз вокруг Европы.
В возрасте примерно семидесяти лет, владея сорока миллионами долларов, корабельный магнат приступает к созданию новой империи — тоже паровой, но уже железнодорожной, и добивается контроля над железнодорожным сообщением по всему восточному побережью США.
К концу своей жизни, а прожил он 83 года, Корнелиус Вандербильт в пересчете на современные деньги обладал состоянием более чем в 150 миллиардов долларов.
А по поводу чипсов… есть легенда, согласно которой 24 августа 1853 года Вандербильд обедал в отеле «Moon Like House» в Саратога-Спрингсе и остался недоволен толщиной нарезки и следовательно качеством прожарки тамошней жареной картошки. Дабы угодить столь важному клиенту повар Джордж Крам настругал картофель так тонко, как только мог, обжарил их в масле и посолил.