Экономист Александр Клишин: «Пандемия COVID 19 может привести к виртуализации экономики и образованию новых экономических зон»
Эпидемия коронавируса уже признана одним из жесточайших испытаний современности. Пандемия внесла свои коррективы во все процессы на планете, а мировую экономику положила практически на обе лопатки. Восстановление будет нелёгким, вынужденный глобальный карантин сильно изменит рынок. Каким будет мир «после» — рассказывает Александр Клишин, заместитель директора по экономике и финансам АО «Уралсибгидрострой».
Насколько разрушительной стала эпидемия COVID 19 для мировой экономики?
2020 станет чёрным годом в истории многих компаний, считает Александр Клишин. Коронавирус, по мнению эксперта по финансам, ударил сразу в сердце – эпидемия началась в КНР, флагмане мировой экономики. Здесь размещена почти половина мировых производств, их временная или полная остановка мгновенно отразилась на глобальном рынке.
Дальше – больше. Вынужденный карантин потрепал уже практически все отрасли экономики. Работодатели остаются без прибыли, сотрудники – без зарплаты или даже работы. Нарушена логистика, разорваны цепочки поставок, как следствие – упал спрос. На восстановление уйдет в общей сложности несколько лет, какие-то отрасли изменятся существенно и навсегда – полностью перейдут в онлайн, считает Александр Клишин. В авангарде – фитнес, образование, банковская сфера.
Кто пострадает больше – крупный, малый или средний бизнес?
Потери, по мнению заместителя директора по экономике и финансам АО «Уралсибгидрострой», ждут всех. Только в России, согласно прогнозам, разорится каждый второй предприниматель. Страдают и титаны, к примеру, рыночная капитализация Apple уже существенно просела. Из-за эпидемии многие компании сейчас вынуждены закрыть оффлайн-магазины, что неизбежно отразится на их годовой прибыли. Только сектор luxe-товаров потеряет 50-70 миллиардов евро, уверен Александр Клишин.
Для кого COVID 19 стал губительнее всего?
Сильнее всего коронавирус отразился на туристическом и транспортном секторе, а также индустрии развлечений, считает Александр Клишин. На втором месте – лёгкая промышленность, спрос упал катастрофически. Авиация и автомобильная промышленность отправлены в глубокий нокаут, на восстановление потребуется несколько лет. Также стоит ожидать существенного сокращения бизнес и фитнес-центров.
Как коронавирус влияет на рынки нефти и металлов?
Сильнее всего лихорадит рынок меди, до эпидемии более 50% мировой добычи потреблял Китай. Сейчас инвесторы избавляются от сырьевых активов, но к лету ситуация должна стабилизироваться, полагает Александр Клишин. Золото растёт в цене, а вот котировки его чёрного аналога штормит. Подобная ситуация может сохраняться вплоть до полной победы над коронавирусом и достижения твёрдой договоренности между Россией, США и Саудовской Аравией.
Есть ли счастливчики, кому коронавирус поможет?
Пандемия может дать абсолютно новый вектор развития для онлайн-бизнеса, считает Александр Клишин. Уже сейчас все, кто специализируется на работе в Сети, те же онлайн-кинотеатры, наблюдают невиданный ранее приток пользователей. Магазины, фитнес-центры, рестораны – все семимильными шагами наращивают присутствие в Интернете.
Если ранее многие онлайн-услуги, к примеру, проведение конференций и семинаров, были, скорее, альтернативой, то сейчас большинство компаний в целях экономии отдадут предпочтение именно такому формату. В перспективе мы вполне можем стать свидетелями виртуализации экономики: онлайн вытеснит физический обмен товарами и людьми – таково мнение Александра Клишина.
Какие необратимые изменения может принести пандемия?
Прежде всего, повышенное внимание во всех странах сейчас будут уделять сфере здравоохранения, считает Александр Клишин. В этой области произойдёт глобальная реформация, вполне стоит ожидать введения новых типов документов, содержащих информацию о здоровье человека. Соответственно, запрос на социальную самоответственность компаний станет одним из новых инструментов маркетинга.
Крах налаженных транспортных и производственных связей может положить конец глобализации в том виде, в котором она существует сейчас. Многие бренды откажутся от локальных производств в пользу региональных. Такие же изменения произойдут в сфере ритейла. С высокой вероятностью стоит ожидать существенного сокращения импорта из Китая. Другими словами, сейчас стартует процесс формирования новых экономических зон.