Главная > Экономика > Почему выгодно отдать логистические процессы на аутсорс

Почему выгодно отдать логистические процессы на аутсорс

27.12.2017 Экономика

По прогнозам экспертов до начала 2018 года объем рынка 3PL (Third Party Logistics — передача части или всех функций логистики третьей стороне) в России достигнет 220 миллиардов рублей.

Европейская компания Eye for Transport, профессионально анализирующая рынок логистики, сообщает, что 300 из 500 европейских транспортных компаний пользуются услугами хотя бы одного 3PL-провайдера. Для торговых компаний логистика — это не профильное направление, и результаты исследования за 2017 год демонстрируют помощь аналитики 3PL в разработке альтернативных транспортных решений для 71% грузоотправителей.

Как отмечают в службе аналитики ГК «Деловые Линии», 3PL-услуги в бизнесе РФ постоянно распространяются все шире. За десять месяцев 2017 года выручка «Деловых Линий» на этом направлении выросла в два раза. Но бизнес в России разнопланово относится к потреблению услуг 3PL-компаний.

Какие-то компании уже давно оценили преимущества 3PL-провайдеров, какие-то обращаются к ним, но вместе с тем продолжают эксплуатировать собственную логистику, а еще часть компаний все еще считает не целесообразным отдавать логистику на аутсорсинг.

Частичный аутсорсинг

«Складскую логистику, управление запасами и доставку товара в сеть (70%) организуем сами, на оставшиеся 30% привлекаем перевозчиков, — сообщил директор по логистике сети магазинов «Семь+Я» Алексей Мясников. — Это вопрос целесообразности: нет необходимости содержать грузовой автопарк для организации доставки товара от производителей, если на рынке эта услуга дешевле».

Также директор по логистике отметил возможные выгоды от использования 3PL-провайдеров, которые связаны с возможностью сосредотачиваться на профильных направлениях, не беспокоясь о логистике.

«Прекрасно налаженная логистика — это важнейшее конкурентное преимущество для любой компании, и неважно, о какой логистике идет речь: закупочной, товарной или же складской. На сегодняшний день услуги 3PL-провайдеров в России, конечно, востребованы, но не во всех сегментах рынка. Скорее они интересны компаниям с большими оборотами и крупными постоянными товарными потоками — например, предприятиям нефтегазовой отрасли или сетевым торговым операторам. Им, конечно, выгоднее отдать всю логистику на аутсорсинг по модели 3PL и сосредоточиться на основной деятельности, — говорит президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. — Мебель все же во многом уникальна, особенно если речь идет о продукции высокого качества. Несмотря на поточное производство, такая мебель изготавливается по индивидуальным заказам и точно так же осуществляется и логистика».

Шестаков также заявил, что Первая мебельная компания отдает много времени и ресурсов формированию собственного отдела логистики и в Москве и Санкт-Петербурге доставляет мебель до покупателя своими силами.

Запуск внутренней службы логистики — это существенные затраты времени и финансов. Компании без опыта организации внутренней логистики может понадобиться от шести месяцев на запуск и еще не меньше 12 месяцев на отладку всех логистических процессов.

Но такой вариант может быть более оптимальным, нежели эксплуатация давно созданной и не слишком эффективной службы.

У компаний есть и распространенные ошибки.

«Во-первых, растет удельная доля постоянных затрат, что в низкий сезон может влиять на эффективность бизнеса, — отвечает генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани. — Во-вторых, может иметь место неэффективное использование складов и транспорта, что ведет к увеличению логистических расходов на единицу продукции — особенно когда поток грузов идет только в одну сторону, а это обычная ситуация для почти любой розничной сети. В-третьих, может возникать внутреннее противоречие между целями логистики компании и целями бизнеса — как пример, требование бизнеса в увеличении количества поставок и уменьшении партий (когда речь идет, к примеру, о скоропортящихся продуктах питания) при прямо противоположных целях логистов».

В ГК «Деловые Линии» отметили, что востребованность 3PL у крупных компаний растет быстрее, чем у средних и малых. Конкурентным преимуществом 3PL-провайдера здесь является аналитическая поддержка, которая помогает оптимизировать процессы бизнеса и логистику.

«М.Видео» выступает сторонником аутсорсинга всех непрофильных функций, в том числе логистических — компания арендует распределительные центры и привлекает перевозчиков, — рассказывает директор по управлению поставками, дистрибуцией и логистикой «М.Видео» Ирина Дементьева. — ИТ-инструменты и выстроенные тендерные процедуры позволяют получать максимальный уровень качества со стороны партнеров при четком контроле расходов. При этом мы активно инвестируем в ИТ и используем все доступные технологии, например, математические модели на основе big data, что позволяет компании эффективно управлять запасом товаров и планировать цепочки поставок».

Ирина Дементьева также дополнила, что сеть «М.Видео» считает целесообразным сотрудничество с несколькими 3PL-провайдерами.

Это не просто доставка

«Лучшее решение — это интеграция центров компетенции ритейлера и его партнеров для создания совместных процессов логистической поддержки бизнеса. Именно такая «умная» интеграция позволяет получать синергию и качественно выполнять каждодневные операции. За счет гибкого подхода «М.Видео» на фоне роста продаж в онлайне реализовала первый в России проект по сборным перевозкам в сегменте бытовой техники и электроники, — отметила Ирина Дементьева. — В результате сроки доставки товаров с центрального склада «М.Видео» в Москве до десятков городов сократились втрое».

Логистика, базирующаяся на оперативных данных, может вывести бизнес на новые рынки. 3PL-оператор предоставляет аналитику спроса в зависимости от региона или местоположения и оптимизирует товаропоток на конкретных точках.

Именно аналитические возможности поспособствуют развитию малых и средних компаний.

«Под типичными для 3PL-оператора сервисами подразумеваются услуги по проектированию и управлению цепочками поставок, ответственное хранение и складские операции, перевозка товаров и кросс-докинговые операции, — говорит Фарид Мадани. — Мы же, помимо типичных операций, предлагаем своим клиентам уникальные ИТ-решения для автоматизации процессов и интеграции с клиентом, включая, например, имитационное моделирование для проектирования цепочек поставок, управление обратной логистикой, и многое другое».

Данные сервисы могут работать и в рознице. Владельцам магазинов стоит задуматься и об онлайн-торговле, и об оптимизации торговли в офлайне. И если большие данные — все еще нечто сложное для бизнесменов старой формации, то настало самое время поставить анализ, доступный большим корпорациям, на службу малому бизнесу.