Главная > Экономика > Транзит через прибалтийские порты усыхает

Транзит через прибалтийские порты усыхает

9.04.2018 Экономика

В Латвии окончательно решили отказаться от билингвального обучения в школах – в конце марта был принят закон, согласно которому школы нацменьшинств потеряли возможность обучения на своем родном языке. Очередной выпад против русскоязычного населения (в стране на русском говорят до 40% жителей Латвии) может в очередной раз отрицательно сказаться на экономике прибалтийского государства, предупреждают эксперты.

Логистические услуги – перевозки, хранения груза и его транзит – относятся к одной из основных статей дохода Латвии – на нее приходится примерно 8% ВВП. В соседних Эстонии с Литвой ситуация похожая. Вместе с тем прибалтийские государства делают все возможное, чтобы снизить и без того уменьшающийся грузопоток. Латвийским портам Вентспилсу, Клайпеде, Таллину и Риге российские логистические компании и крупные грузоотправители предпочитают российские же порты – Усть-Лугу, Приморск, Высоцк и Выборг. Тем более, что за последние годы транспортная инфраструктура указанных портов была существенно модернизирована, а в некоторых случаях создана с нуля. Тому было несколько причин, одной из которых являлось желание России получить независимость  транзитных портов других государств, в частности крупнейшего в советские годы балтийского порта  Вентспилс, через который на экспорт шел основной поток нефти и нефтепродуктов, также здесь был один из крупнейших в стране перевалочных терминалов жидких химических веществ и калийных солей.

В рамках специальной госпрограммы была расширена мощность порта Санкт-Петербурга, построен порт Приморск на северном берегу Финского залива и запущен проект по строительству Балтийской трубопроводной системы (БТС). Первая очередь БТС-1 Кириши-Приморск мощностью 12 млн тонн в год была открыта 27 декабря 2001 года. К концу 2006 года ее мощность выросла до 74 млн тонн. В июне 2009 года началось строительство нефтепровода БТС-2, ведущего к порту Усть-Луга. В 2016 году через порт прошло 30,1 млн тонн нефти, в 2017-м – 32,7 млн тонн, а согласно проекту второй очереди БТС-2 пропускная мощность Усть-Луги расширится до 38 млн тонн.

По сообщению Экономического обозревателя Business-Post, потребность России в прибалтийских портах на протяжении последних лет постепенно снижалась. Грузооборот портов Балтийского бассейна России (Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). За 2016-2017 годы он увеличился на 7,2% – почти на 17 млн тонн, достигнув цифры в 247,5 млн тонн. Прибалтийские порты российские грузоотправители и грузополучатели стали обходить стороной, что тут же начало сказываться на их загруженности. В частности, Вентспилский порт в 2012 году принял 30,3 млн тонн грузов, в 2017-м – 20,04 млн тонн.  Получается, что за 5 лет грузопоток латвийского порта упал примерно на треть. И весьма странно, что, несмотря на столь удручающие результаты, латвийские власти продолжаются упражняться в антироссийской риторике.