Валерий Овечкин о прозрачности госзакупок и возможностях предпринимателей получить контракт
Всемирная сеть полна шуток о ФЗ-44, регулирующем отношения в сфере госзакупок. Это неспроста: многие его нормы сформулированы очень обобщенно, а их применение на практике нередко сопровождается проблемами. Отсюда низкий уровень прозрачности торгов.
И все же многие фирмы стремятся заполучить госзаказ. Почему?
Участие в тендерах – идеальный вариант для развития и продвижения бизнеса. Удобство таких торгов заключается в том, что заказчик сам ищет исполнителя, который, в свою очередь, предлагает те товары и услуги, которые нужны ему здесь и сейчас. Общая цена тендерного заказа, как правило, всегда выше, чем в обычной сделке.
Вне всякого сомнения, имидж компании, заполучившей госзаказ, значительно улучшится, а статус повысится, если она будет выигрывать один тендер за другим и заключать контракты высокой стоимости. Отсюда – высокая конкуренция среди участников торгов, которые хотят выиграть любыми способами.
Компаниям, решившимся принять участие в тендерных торгах, необходимо понимать, что им придется столкнуться с рядом трудностей. Особенно это касается новичков, у которых нет реального представления о том, как происходят торги. Они ошибочно полагают, что минимальная цена и высокое качество предлагаемых товаров и услуг – это все, что необходимо для победы.
Особенно трудоемок этап подготовки к торгам, включающий в себя подготовку объемного пакета документов. Среди других проблем, сопровождающих тендерные закупки, отметим недобросовестную конкуренцию, поиск средств для обеспечения заявки на участие, нарушение условий проведения тендера и другие.
С января 2017 года вступили в силу изменения в ФЗ№44. Основная цель нововведений – как раз увеличить прозрачность в проведении торгов. И добиться этого в какой-то степени действительно удалось. Во многом это удалось благодаря торгам на открытых электронных площадках, которые дают возможность анализировать и определять эффективность закупок. После изменений ФЗ №44 все госзаказчики приведены к единому порядку проведения тендеров без учета «местной» специфики, а требования к подаваемым документам теперь однообразны. Как результат – случаев отказов стало гораздо меньше.
Однако неожиданно Единая информационная система (ЕИС) госзакупок дала сбой. По статистике ЕИС, после ее старта в начале 2017 года число объявлений о контрактах в одной только Москве упало в 9 раз, а в Петербурге – так и вообще – в 20. Система просто была перегружена, в результате был утерян контроль над заказчиками, их закупками, нельзя было проверить ни объективность цены, ни соответствие документации установленным нормам. Естественно, в такой ситуации о прозрачности не может быть и речи. Но впоследствии работа системы постепенно наладилась.
Главный критерий прозрачности – открытость публикуемых данных. Но открытость информации еще не означает ее достоверности. А значит, проблема коррупции и мошенничества в этой сфере так до сих пор и не решена.
Новый закон дает возможность общественным организациям осуществлять мониторинг закупок, направлять заказчикам запросы о ходе закупок и даже готовить предложения по улучшению законодательства, что, несомненно, должно повысить прозрачность проведения торгов. Кроме того, появилось понятие личной заинтересованности заказчика. Если будет установлено, что он лично получил выгоду от заключения и исполнения тендера, такой контракт в судебном порядке может быть признан недействительным.
Таким образом, чем выше прозрачность торгов, тем больше шансов у некрупных компаний, бизнесменов-«новичков» одержать победу и получить заветный контракт, который, возможно, станет трамплином в развитии их бизнеса.
Валерий Овечкин, эксперт №1 в России по заработку на госзакупках