В стране растет количество криминальных врезок в трубу
Правительство 17 сентября в очередной раз отложило внесение в Госдуму законопроекта о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов. Что означает это символическое завершение «горячего августа топливных краж» рассказывается в журналистском расследовании «Горючий рынок. Почему в стране растет число криминальных врезок в трубопроводы с нефтью и дизелем».
За 10 лет число случаев посягательства на трубопроводы, по которым внутри страны и на экспорт перекачиваются нефтепродукты, выросло почти на треть −со 171 случая в 20017 году до 227 в 2017-м. А интерес злоумышленников к трубопроводам с сырой нефтью, напротив, резко снизился – с 540 врезок до 62. Специалисты объясняют это тем, что дизель можно сразу отправлять на продажу, в то время как сырая нефть требует переработки и серьезного оборудования.
Август нынешнего года выдался особенно беспокойным. В начале августа оперативники задержали группировку, воровавшую нефть в Тюменской области. Злоумышленники незаконно выкачали из трубопровода порядка 300 тонн нефти. Спустя несколько дней сотрудники управления ФСБ по Брянской области выявили одну из крупнейших краж нефтепродуктов в новейшей российской истории. Через врезку в трубопровод «Дружба» преступники выкачали 900 тонн дизельного топлива почти на 50 млн рублей. Затем была еще череда врезок, под Сургутом, Омском, в Ставропольском и Краснодарском краях.
Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза: «Оборот контрафактного топлива достаточно велик, прежде всего, по дизельному топливу. По нашим оценкам, минимум 30-40%».
Бизнес по воровству топливарастет, а наказания на эти преступления стремятся к нулю. При почти 100-процентной раскрываемости преступлений законное наказание выносится только примерно в 3% решений. Вот как это происходит.
В августе 2018 судья Тосненского городского суда (Ленинградская область) отпустил на свободу из зала банду «спортсменов». Это семеро россиян и один гражданин Латвии, много лет широко известные дальнобойщикам и нелегальным заправщикам как поставщики дешевого краденого топлива. Задержали группу в 2014 году. Следствие предъявило суду доказательства объемом 1000 страниц, где деятельность группировки была описана с множеством деталей, свидетелей и массовых признаний. Однако судья Дмитрий Петров был благосклонен и решил, что двое преступников уже свое получили. Время, проведенное в СИЗО, он засчитал им за полтора года колонии, а остальных и вовсе отпустил из зала суда безнаказанно. Любопытно, но другие решения судьи довольно строги и объективны.
Коллеги Д. Петрова также отличаются мягкостью при решении дел о хищениях из трубопроводов. Наказания назначаются либо условные, либо по зачету «год в СИЗО за полтора года колонии». Вот решение арбитра Романа Зорина по ст. 158 ч. 4 («кража в особо крупном размере в составе группы лиц») − 3 года 2 месяца условно и «зачет СИЗО». Решение судьи Натальи Бойковой, которая в 2016 году вела два дела по этой же статье: 3 года и6 месяцев условно по одному дела и 3 года условно по другому.
О взаимном интересе воров и тех, кто по должности должен их ловить и наказывать, давно догадываются в прессе. Известны случаи, когда бензовозы с краденой нефтью и дизелем сопровождали на маршруте патрульные машины ГИБДД. У главарей преступных группировок есть связи в прокуратуре, полиции и судах. А жестоко наказывающего за воровство топлива закона − нет. Президент Владимир Путин поручил разработать законопроект еще в 2016 году, а воз и ныне там. Это все, что нужно, чтобы безнаказанно делать миллионы на воровстве государственной собственности.
Сейчас в Краснодарском крае разворачивается очередная криминальная история. Там вскрыли целую систему подземных криминальных трубопроводов длиной около 6 км. Трубы проходили по окраине поселка Гирей. Криминальный отвод включал в себя четыре промежуточные станции с накопителями и иным оборудованием. По подсчетам следователей у «Черномортранснефти» группой было похищеноболее 7 тыс. тонн нефти. Причинен материальных ущерб на сумму свыше 114 млн рублей. Доход преступников от продажи переработанной на «самоварах» нефти мог перевалить за 1 млрд рублей.