Главная > Экономика > Грузовые перевозки за рубежом и по России: что меняется

Грузовые перевозки за рубежом и по России: что меняется

29.10.2018 Экономика

Автомобильные грузоперевозки остаются одним из самых востребованных видов перевозок в России. И, как и любая другая сфера экономики, автоперевозки не стоят на месте: инновационные продукты, цифровизация, автоматизация внутренних бизнес-процессов кардинальным образом меняют облик рынка. Среди важных изменений – рост сегмента перевозок сборных грузов, цитирует слова генерального менеджера по стратегическому развитию транспортной компании «Байкал Сервис» Андрея Хрюкина журнал «Эксперт». По словам специалиста, этот тренд  наметился еще в 2016 году:

— На ситуацию влияет интенсификация перевозок внутри страны между промышленно развитыми регионами, к которым относятся и территории, входящие в Уральский федеральный округ, что в частности происходит за счет увеличения российского производства (в том числе благодаря импортозамещению). Можно отметить также переход клиентов (все начали считать деньги!) с FTL (доставка отдельными еврофурами) на LTL (перевозки сборного груза) и увеличение отправок грузов со стороны физлиц (здесь ситуация по регионам неоднородна).

Андрей Воленко, советник по развитию группы компаний «Деловые Линии», тем не менее, считает, что вследствие роста доли e-commerce в российской экономике, сегмент LTL сужается:

— Это результат сокращения объемов перевозок оборудования и товаров для строительного рынка, рынка продукции обрабатывающих производств, сегмента fashion в розничной офлайн-торговле. Интернет-торговля, в большей степени — трансграничная с Китаем, напротив, показывает уверенный прирост. Согласно статистике Data Insight, ежегодно количество онлайн-заказов растет более чем на 20%. Грузоперевозчики постараются нарастить объемы перевозок за счет привлечения клиентов данного сегмента. В этой связи произойдет улучшение качества сервиса доставки на «последней миле». Также не потеряет актуальности тренд «обеления» рынка грузоперевозок: усиление мер государственного регулирования приведет к постепенному уходу «серых» операторов.

Практически все эксперты обсуждают будущее повышение ставки НДС на 2 процентных пункта, которое затронет всех игроков на рынке без исключения. Руководитель группы компаний «ИнтерТрансАвто» (Екатеринбург) Александр Волик негативно оценивает текущую ситуацию, равно как и финансовое будущее перевозчиков:

— Правительство планомерно удерживает курс на рост налогов, сборов и акцизов. Все участники рынка, в том числе и потребительский сектор, ощутили на себе значительный скачок тарифов на топливо. Еще в первых числах июня тарифы на дизельное топливо колебались в отметке 40 рублей за литр. Менее чем через месяц в Свердловской, Костромской, Московской и других областях стоимость литра выросла до 44 — 45 рублей, а в северных и восточных регионах страны тарифы доходили до 48 рублей. За 14 лет работы мы не помним такого стремительного роста цен на дизельное топливо — более 10% менее чем за месяц. Такой резкий скачок цен очень чувствителен для рынка, ведь расходы на топливо составляют 40 — 50% тарифа на перевозку. Скоро нас ждет еще одно нововведение — поднятие ставки НДС на два процентных пункта. Если принять стоимость перевозки из пункта А в пункт Б за 100 условных единиц, то НДС и налог на прибыль составят не менее 20% или 20 условных единиц, «Платон» — 5 условных единиц, дизтопливо — 40 единиц, из которых 24 единицы (60%) — акциз. Итого с учетом налогов и отчислений с ФОТ — не менее 50 единиц. То есть 50 копеек с каждого рубля так или иначе уходит в бюджет.

Если ситуация на внутреннем рынке складывается для российских логистических компаний не самым простым образом, то обороты международных автоперевозок только увеличиваются. Аналитики Ассоциации международных автомобильных перевозчиков выяснили, что к наиболее продуктивным европейским направлениям относятся Германия, Франция, Бельгия и Италия. А впереди – раздвигающий границы новый режим взаимодействия с Китаем, который позволит перевозчикам передвигаться по территории другой страны – по принципу паритета – совершенно свободно.

Соответствующее соглашение подписали правительства России и Китая летом этого года, а в силу оно вступает с 1 января 2019 года.

— Объемы грузовых перевозок между КНР и РФ демонстрируют стабильный рост на 10 — 20% ежегодно, — привел данные Андрей Воленко. — Новый порядок поспособствует еще более активному росту за счет увеличения скорости движения товарных потоков, приведет к изменению логистических схем доставки товаров между нашими странами и позволит увеличить товарооборот. Последует и рост автомобильных перевозок. По оценкам наших экспертов, к новым условиям быстрее смогут приспособиться российские перевозчики, однако со временем и китайские операторы начнут осуществлять рейсы на территории России.