Объемный груз: у ФГК появился сервис контрейлерных перевозок
По данным ИД «Коммерсантъ», услуга перевозки тягачей на специальных железнодорожных платформах уже пользуется популярностью у ритейлеров.
Еще в 2015 году в ОАО РЖД говорили о том, что заинтересованы в развитии контрейлерных перевозок, но с точки зрения оформления документации существовали определенного рода трудности – фуры не считались грузом. Теперь эта юридическая проблема устранена, и РЖД вместе с дочерней ФГК (Федеральная грузовая компания) объявили о запуске нового сервиса.
Фуры, как сообщили газете «Коммерсантъ» в ФГК, будут перевозиться в специальных универсальных вагонах-платформах, договор о производстве которых уже заключен с Уралвагонзаводом. В 2017 году компания заказала предприятию проект, в прошлом году – получила на него патент. «Мы разрабатываем изделие по заказу ФГК и под их финансирование, — рассказал «Ъ» замгендиректора УВЗ по гражданской продукции Борис Мягков.— Думаю, в апреле-мае получим сертифицированную платформу». В ФГК говорят, что в 2019 году собираются купить 320 платформ, причем Борис Мягков отмечает, что общий заказ — более 1 тыс. единиц. Проект контрейлерной платформы Заводу металлоконструкций заказал и «Рустрейл», входящий в группу «Дело» Сергея Шишкарева. Как он рассказывал «Коммерсанту» еще в сентябре, разработан опытный образец, «Дело» заказало 50 платформ, планирует поезд Калининград—Москва и, возможно, Краснодар—Сочи.
На первых порах контрейлерные перевозки будут осуществляться только раз в неделю, а затем – уже в ежедневном режиме. Ритейлер «Магнит» стал первым клиентом ФГК – фура компании поедет из Новосибирска в Москву, а ее время в пути займет 3,5 суток. В целом, как предполагается, перевозки большегрузов на железнодорожных платформах придут на смену автодоставке на особо перегруженных трассах или там, где есть ограничения движения по автодорогам. В первую очередь, рассказали в РЖД, это маршруты из Москвы в Екатеринбург, Новосибирск, Калининград, на Дальний Восток, в Финляндию.
Тем не менее, многие эксперты сомневаются в преимуществе контрейлерных перевозок перед автомобильной доставкой в вопросе скорости. Директор по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич говорит, что, к примеру, на маршруте Москва—Новосибирск—Москва сроки доставки составят семь суток, при этом двое-трое суток займет перемещение между складом и станцией, погрузо-разгрузочные работы, включение платформы в состав поезда, а еврофура в одну сторону проедет за четверо суток с соблюдением всех нормативов.
В другой транспортной компании – Globaltruck – уверены, что новая услуга будет интересна на дальних расстояниях при отправке полуприцепа без тягача, но многое будет зависеть от цены, скорости транзита и обработки полуприцепов при погрузке и выгрузке.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров убежден, что контрейлерный сервис имеет смысл при перевозке только кузовов или прицепов на плечах от 2 тыс. км маршрутными отправками по расписанию. Для корпорации РЖД, полагает эксперт, стратегически важно привлечь крупных клиентов, чувствительных к срокам доставки: перспективны крупные ритейлеры, производители потребтоваров и автомобильные логистические операторы.