Сланцевая нефть и газ – угроза России?
Внедрение новых технологий горизонтального бурения и гидроразрыва вызвало настоящий бум по добыче нефти и газа из сланцевых залежей. В результате этого США, на территории которого расположено около 70% всех мировых месторождений сланцевой нефти и газа, буквально за пять лет превратились из импортера в экспортера топливных природных ресурсов. Изменение ситуации на рынке обострило вечный вопрос о сырьевой зависимости экономики России и перспективах развития газо- и нефтедобычи.
Как именно происходит процесс добычи конечных продуктов из сланцевых пород? Двумя способами.
В первом случае добывают именно сланцы открытым способом и перерабатывают, так делается, например, в Эстонии и Китае, где в последний год было произведено около 400 тысяч тонн сланцевой смолы. Это дорогой, не слишком эффективный метод, и стоимость барреля нефти на выходе будет значительно выше средней цены по рынку.
Во втором случае – добыча на месте (ICP) с использованием горизонтального бурения и множественных гидроразрывов сланцевых пластов. В целом такой способ, конечно же, дороже и сложнее, чем традиционные технологии в добыче нефти, поэтому рентабельно тратиться и прилагать усилия только, если минимальная цена за баррель будет колебаться в районе 60 долларов за баррель.
По данным специалистов и аналитиков, целесообразно, с экономической точки зрения, добывать сланцевую нефть только в богатых месторождениях, которые содержат около 90 литров нефти на 1 тонну сланца, а толщина пласта – 30 метров и более. И это действительно важно, потому что сланцевые месторождения быстро истощаются, и речь идет, в общем-то, о 400 миллиардах баррелей в мировом масштабе. Что не так уж и угрожающе выглядит, учитывая объемы обычной нефти.
Также необходимо учитывать процесс добычи нефти традиционным способом, который в последние годы в США переживает не лучшие времена. Поэтому, даже если к 2020 году США достигнет отметки в 2 миллиона баррелей в день в виде сланцевой нефти, падение традиционного сектора это только слегка замедлит, таким образом, на нефтяном рынке вряд ли произойдут какие-то глобальные подвижки. А других конкурентов с большим процентом сланцевых залежей, как у США, в мире нет.
Несколько по другому обстоит ситуация со сланцевым газом, в 2009 году США впервые обогнали Россию по размерам добычи. Однако на данный момент, если верить специалистам “Газпром” никакой угрозы не предвидется, чтобы в долгосрочной перспективе подобные проекты в США окупились, необходимо, чтобы цена на внутреннем рынке была меньше европейской.
Тем не менее, нельзя не отметить, что в 2011 году потребление газа Европой снизилось на 10% из-за проблем с экономикой и дешевизны угля. Поставки последнего, кстати, на 38% состоят из добытого в Америке, обеспечивающей, теперь, свои нужды сланцевым газом.
А в августе 2012 года Минэкономразвития прямо заявило, что, возможно, американский газ представляет опасность для российского “Газпрома”, и к 2016 году могут возникнуть сложности со сбытом отечественного газа, так как именно к этому времени производственные мощности по добыче сланцевой нефти и газа выйдут в США на планируемый уровень.
Однако такое несколько пренебрежительное отношение со стороны российских компаний к изменению ситуации на рынке вовсе не отменяет заинтересованности государства в целом в разработке новых месторождений. Российское министерство энергетики приняло решение о необходимости исследования подобных сланцевых залежей в стране, а также изучения всех нужных технологий.
По мнению Минэнерго сланцевый газ, к примеру, может в будущем послужить в качестве источника энергии в тех местностях, куда не подведен магистральный газопровод – российский Север, некоторые области Сибири и Дальнего Востока.
До сих пор информации о точном месторасположении и количественном потенциале залежей горючего сланца нет. При этом представители главных добывающих компаний “Роснефть” и “Газпром” прямо заявляют, что на данный момент никакой нужды в добыче нефти и газа из сланца нет, так как для потребления хватает и добытых по традиционному методу. Таким образом, новейшие американские разработки были признаны экономически нецелесообразными с точки зрения российских производителей, а кроме того, вредными для экологической обстановки.
Правда, согласно данным российских экспертов запасов газа в стране хватит лет на семьдесят активной добычи, а вот нефти – только на следующие двадцать. Это связано, прежде всего, с тем, что наиболее крупные месторождения находятся на арктических шельфах, либо в труднодоступных местах Восточной Сибири.
Нет ничего странного и в том, что в последнее время некоторые страны, не обладающие иными возможностями для добычи нефти и газа, кроме разработки сланцевых месторождений, а также добывающие компании международного масштаба смогли добиться значительных успехов в удешевлении конечно продукта и в уменьшении опасности для окружающей среды.
Несмотря на то, что до настоящего времени комплексное геологическое исследование, как таковое, в России не производилось, по оценкам Минэнерго речь может идти минимум о 12 различных районах залегания горючих сланцевых пластов, объем которых может достигать примерно 6 миллиардов тонн, что, в свою очередь, составляет 7% от мировых запасов. В основном сланцевые углеводороды располагаются в Западной Сибири, в абалакской, баженовской и фроловской породах. Они обладают низкой проницаемостью, но при этом высокой насыщенностью нефтью.
Если верить энергетикам, в 2014 году Россия может начать разработку газо- и нефтеносных месторождений сланца, правда, пока на экспериментальном уровне, на пробных полигонах. Ведь основной интерес для нас представляют американские новейшие технологии, а не конечный результат в виде добычи нефти и газа из сланцевых залежей.
Но не стоит забывать, что так называемая “сланцевая революция” сможет в конечном итоге привести к падению цен на нефть на мировом рынке, что, без сомнения, скажется на экономике России самым отрицательным образом.