Часть 5. Материальное обеспечение
Шестой урок из курса "Открываем собственный интернет-магазин шаг за шагом. Реальные товары". Предыдущие уроки можно найти здесь:
- Часть 0. Вводная. Бизнес-план. Обзор интернет-торговли
- Часть 1. Направление деятельности. Плюсы и минусы групп. Аудитория и конкуренция
- Часть 2. Технические вопросы: выбираем движок интернет-магазина
- Часть 3. Технические вопросы: выбираем хостинг и доменное имя
- Часть 4. Поиск помещения: свое помещение, офис, склад
Сегодняшняя статья будет довольно короткой и посвящена вопросам материального обеспечения. Плюс будет немного теории о средствах производства для общего кругозора — на чем можно экономить, а на чем — совершенно неприемлемо.
Итак, материально обеспечение является средством производства. Пусть вас не смущает, что у нас не производственный бизнес, а спекулятивный. Даже в спекулятивном бизнесе присутсвуют средства производства, которые являются совокупностью средств труда и орудий труда.
Средства производства делятся на основные и неосновные. В упрощенном, но довольно точном виде можно сказать, что нельзя экономить на основных средствах производства. Это не закон, а мнемоника, тем не менее достаточно точно отражающая действительность.
Вот, что говорит Википедия про основные средства:
Основные средства — материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он длится дольше года)
Давайте рассмотрим пример, который отражает реальный кейс одного интернет-магазина, торгующего одним товаром. Сейчас этот магазин уже довольно прочно стоит на ногах, но набор матобеспечения не изменился:
- Компьютер
- Мобильный модем (Мегафон)
- Принтер
- Мелкая канцелярия
- Курьерские сумки
Мебель прилагалась к офису, поэтому не стоит на балансе. Итак, мы видим, что практически все позиции относятся к основным средствам. Кроме канцелярии, поскольку цикл её использования гораздо меньше года. Используя мнемонику, можно сказать, что канцелярия — это единственное, на чем можно экономить.
Компьютер, принтер и модем должны всегда работать идеально — ведь на этом основан весь бизнес. Скорость обработки заказов напрямую зависит от качества этих позиций. Канцелярия же, напротив, не несет критической функции и не влияет на отношение клиента к магазину.
Кто-то прозорливо возразит: «А помещение? Ведь цикл его использования гораздо больше года!» Но тем не менее в данном кейсе помещение не относится к основным средствам. Во-первых, потому что оно арендуется, во-вторых, его параметры, как ни странно, не влияют на основную работу интернет-магазина. Оно никак не помогает и не не мешает клиентам совершать заказы. Представим, что не работает интернет. Клиент будет долго ждать подтверждения (обратного звонка) и, вероятно, не дождавшись, уйдет к конкурентам.
Или сломеатся принтер. Тогда нельзя будет оперативно распечатать заказ и выдать курьеру. Доставка затянется, лояльность клиентов будет падать.
А вот сколько квадратов у вас в офисном помещении и в насколько презентабельном районе оно находится — клиенту нет дела. Поэтому можно сказать, что: а) Арендуемое помещение не является основным средством в нашем случае; б) на помещении нужно экономить.
Теперь разберем, в каких случаях помещение становится основным средством. Если помещение покупается, тогда нужно выбирать лучшее из того, что можно позволить. Во-первых, если бизнес вырастет из старого помещения, то сменить его на новое просто так не получится. Во-вторых, выбираемое помещение при покупке должно максимально точно соответствовать потребностям бизнеса.
Что бы лучше понять предыдущее утверждение, рассмотрим граничные условия. Если у вас нет помещение, то арендовать под офис гараж гораздо выгоднее, чем здание в центре. Да ещё лучше, что бы подешевле. Это очевидно. Но если вы покупаете помещение специально для бизнеса, то только полоумный купит гараж для этой цели, а все будут стараться выбрать здание, да такое, что бы «на века». Надеюсь, этот пример даст вам возможность интуитивно прочувствовать разницу между основными средствами и неосновными.
Итак, важно стараться из фиксированного бюджета как можно больше вложить в основные средства, и как можно меньше — в неосновные.
И напоследок урока замечу, что самым основным средством для вас является сайт интернет-магазина. Его лицо. Поэтому работать он должен безупречно, а выглядеть — идеально. Всем работать!