Новые системы калькулирования себестоимости продукции
Возможности применяемых систем калькуляции продукции не соответствуют современным реалиям экономики. Будущее экономических расчетов за новыми, более совершенными системами, вобравшими в себя все основы «классических» методов калькуляции и учитывающих потребности настоящего времени.
В настоящее время еще функционируют традиционные калькуляционные системы: нормативный метод; позаказная; директ-костинг; попередельная, но им на смену уже разработаны системы нового поколения. Рассмотрим каждую из них более предметно.
«АВ-костинг»
Калькуляция полной себестоимости продукции с использованием системы «АВ-костинг» позволяет учитывать не только производственные факторы в расчетах, но и влияние рынка (по расчетной группе товаров). Данная система позволяет производить расчеты на производствах с высоким уровнем косвенных затрат в удельном весе себестоимости продукции. Распределение косвенных расходов в «АВ-костинг» происходит по методу причинно-следственных связей, что позволяет получить в итоге более «надежный» расчет себестоимости. Но еще более существенным преимуществом этой системы калькуляции является возможность выделения отдельных показателей (например, себестоимость операции). Это преимущество позволяет организовать управленческий учет многих бизнес-процессов на производстве.
«Таргет-костинг»
Такая модель калькуляции себестоимости используется при разработках новых видов продукции. С ее помощью можно составить прогноз себестоимости нового или отправленного на доработку продукта, с учетом заданных плановых параметров. Для этого необходимо: внести данные конкурентной конечной цены изделия и размер планируемой прибыли. На основании введенных данных, система подберет необходимые материалы, комплектующие, технологии для производства продукции (с условием выхода на заданный уровень цен и рентабельности). Естественно, что расчет подлежит анализу, в том числе и сотрудниками инженерной и технологической служб, на предмет возможностей производства по этому виду продукции.
«Кайзен-костинг»
Слово «кайзен» имеет японское происхождении и в переводе означает – усовершенствование. Именно этот принцип лежит в основе метода калькуляции себестоимости продукции «Кайзен-костинг». Его основной задачей является улучшение качества и снижения затрат на производимую продукцию. Из характеристики метода понятно, что он используется в расчетах фактической себестоимости, а также есть возможность его применения для целей управленческого учета.
«По стадиям жизненного цикла»
Данная система калькуляции себестоимости продукции позволяет провести параллель между прошлым и будущим. Так вот «прошлое» — это расчеты на стадии разработки и внедрения в производство продукции, а «будущее» — это уже непосредственно период фактического выпуска продукции (с учетом затрат на гарантийное или сервисное обслуживание).
Применение этого метода характерно для таких производств как: компьютерные технологии и автомобилестроение. Обусловлено это тем, что на конечную стоимость продукта оказывает существенное влияние размер расходов на стадии ее разработки. Калькуляция себестоимости по стадиям жизненного цикла позволяет учесть это обстоятельство.
«Точно в срок»
Эта методика калькуляции себестоимости используется в неразрывной связи с одноименной системой организацией бизнес-процессов и производственного цикла. Суть этой системы заключается в следующем: «отсечение» всего лишнего (затрат материалов; использования дополнительных операций; создание запасов и прочее). Под лишним система понимает все то, что не влияет на функциональное изменение производимой продукции, т.е. ее качественных характеристик. Ну например, в расчетах не будут предусмотрены запасы материалов на случай нарушения договорных обязательств поставщиками, производственных браков или задержек в пути. Основной задачей этой системы является производство продукции с осуществлением затрат, максимально приближенных к общей их величине, необходимой только на материалы и обработку.
Новые методы калькуляции себестоимости продукции учитывают многие особенности отдельных производств. Кроме того, их применение даст предприятию определенные конкурентные преимущества перед соперниками.