Главная > Пенсионная реформа - что ждет наше поколение?

Пенсионная реформа — что ждет наше поколение?

3.09.2012 Без рубрики

Очередные изменения в пенсионной системе ждут россиян. Складывается впечатление, что правительство попросту проводит эксперименты. Как так поучилось, что реформа 2002 года не оправдала возложенные на нее задачи? Означает ли это, что все накопления, которые производились в течении этих лет, растворяться в пучине новых изменений?
Теперь стоит разобраться какие конкретные новации и изменения предложены в пенсионной реформе, кого они коснуться в первую очередь? В общем-то, наверное, каждому для себя хотелось бы понять, какие плюсы несет для граждан эта реформа? Или все это завуалированная схема снижения дефицита ПФ, невозможность покрывать его больше за счет средств бюджета?

Экскурс в прошлое, становление пенсионной реформы в России

Для того, чтобы было все понятно человеку, не очень интересующемуся ранее вопросами пенсионного законодательства и существующей его системой, но желающему сейчас разобраться что же по сути измениться в ближайшем будущем, и насколько эти изменения кардинальны – вернемся в недавнее прошлое.
Пенсионная реформа 2002 года преследовала цель перехода от сугубо распределительной ее системы к распределительно-накопительной. Пенсионная модель-2002 установила, что пенсия будет состоять из трех частей: базовой, накопительной и страховой.
Накопительная ее часть складывается исходя из отчислений работодателем на персонифицированный (личный) работника в ПФР и инвестиционного дохода. Согласно действующему законодательству можно получать инвестиционный доход на накопительную часть пенсии, направляя ее в негосударственные ПФ, или доверяя распоряжаться этими средствами государственному ПФ. Т.е. размещая эти средства в различные инвестиционные проекты государственные и негосударственные ПФ получают заработок, часть его поступает на личный счет работника. Также с 2009 года работник имеет право самостоятельного пополнения накопительного счета в минимальной сумме 2000 рублей в год, а максимальной 12000 рублей. Работникам, вносящим эти дополнительные средства на персонифицированный счет, государство дотирует (перечисляет) туда же эквивалентную внесенной сумму. Страховая часть пенсии также учитывается по каждому работнику ПФ, но распоряжаться ей работникам нельзя, за счет нее оплачиваются пенсии действующим пенсионерам.
Формула расчета пенсии согласно установленной системе 2002 года складывается из следующих составляющих: базовая часть (установлена в твердом размере), страховая часть (зависит от суммы взносов и стажа), накопительная часть (зависит от суммы накоплений на персонифицированном счете в ПФ и инвестиционном доходе).

Почему понадобились корректировки в пенсионной системе?

Основная проблема действующей редакции пенсионной системы, свелась к дефициту средств на выплату пенсий, который покрывается из бюджета. Ну, например, на 2012 год сумма дефицита превышает один триллион рублей. Кроме того, накопительная часть пенсий граждан значительно «похудела» под влиянием инфляции, более того, даже несмотря на доходы от инвестирования, она сократилась более чем в два раза.
Ну а теперь перейдем к грядущим изменениям, какова их суть? Президент РФ сразу же после инаугурации поручил Правительству разработать проект развития пенсионной системы в срок не позднее 1 октября 2012 года. Правительство отреагировало раньше установленного срока и уже разместила в открытом для ознакомления доступе проект реформирования пенсионной системы до 2030 года на Интернет-ресурсах.
В этом проекте, как говориться, смягчены все «острые углы», нет ничего об увеличении пенсионного возраста, или увеличении границ требуемого трудового стажа.

Изменение тарифов в 2013 году

Первые изменения произойдут уже в 2013 году, касаться они будут размера страховых тарифов. Стоит отметить, что и в 2012 они менялись и установились для большего количество плательщиков на следующем уровне:
— 22% от ФОТ, не превышающего установленный размер;
— 10% от заработка, превышающего установленный размер (свыше 512000 рублей).
Так вот для основного числа плательщиков никаких изменений в 2013 году не предвидится.
Ну, а вот для самозанятой части населения (адвокаты, нотариусы, предприниматели и другие) тарифы будут повышены вдвое. Именно благодаря этой мере Минтруд и ПФР планируют решить некоторые вопросы при формировании досрочных пенсий.
Доплаты за льготников
В 2013 году предлагается повысить для работодателей тарифы в ПФР за работников, профессии и места занятости которых относятся к первому и второму спискам. Увеличить ставки предложено по первому списку на четыре пункта, а по второму на два.
Для справки, списки – это перечень профессий и должностей рабочих, имеющих право на досрочную пенсию. К первому списку относятся работники, которые заняты на подземных работах и на производствах с особо вредными и тяжелыми условиями труда. Что касается второго списка, то к ним относятся работники с вредными и тяжелыми условиями труда. По статистике, на сегодняшний момент, число людей претендующих на получение досрочных пенсий, превышает 3,2 миллиона людей.
По планам проекта, до 2015 года, тарифы будут увеличены для первого и второго списков до 9% и до 6% соответственно. Кроме того, предлагается создать на таких предприятиях корпоративные пенсионные фонды, которые будут осуществлять выплаты лицам, досрочно уходящим на пенсию. Эти фонды будут действовать в интересах работников, имеющих менее половины специального стажа. Отчисления по таким работникам, в размере повышенного тарифа, будут передаваться в корпоративный пенсионный фонд. В рамках этого предложения предлагается разработать законодательство по созданию корпоративных пенсионных фондов.
Не обойден в проекте и вопрос льготных пенсий для учителей и врачей, их система будет реформироваться в сторону постепенного увеличения стажа, пропорционально с ростом заработных плат этой категории работников.

Новая пенсионная формула

В новой реформе предлагается вести расчет пенсий по формуле индивидуального коэффициента, т.е. повторении методики расчета до 2002 года, но в модернизированном виде.
Сейчас размер пенсии рассчитывается исходя из суммы пенсионных накоплений работника (ранее это подробно описывалось: базовая, страховая и накопительная части) и ожидаемого периода пенсионных выплат – 17 лет, а с 2013 года – 19 лет. Ожидаемый период выплаты пенсий – это то количество лет, по предположению государство, в течении которых среднестатистический россиянин получает пенсию. Здесь, хотелось бы привести данные статистики, которые говорят о том, что средняя продолжительность жизни мужчин в России 59,1 год, а пенсионный возраст наступает в 60 лет. Конечно, у женщин среднестатистическая продолжительность побольше, примерно лет на 18, но тем не менее, хотелось бы узнать на каких данных основана эта формула.
Что касается новой формулы расчета, изложенной в проекте в качестве предложения, то она состоит из четырех частей. Первая – это сажевый коэффициент, принимаемый равным 0,55 при стаже в 30 лет, а за каждый последующий год стажа к нему следует прибавлять 0,01. Вторая – это рассчитанное соотношение среднего индивидуального заработка работника со средней его величиной по стране. Третий элемент – это рассчитанный коэффициент среднего заработка по стране текущего года выплаты пенсии, призванный актуализировать ее размер ежегодно. Четвертый элемент – это интегрированный коэффициент, принятый в расчетах всех ведущих стран, который призван учитывать демографическую и макроэкономическую нагрузку.
Хотелось бы отметить, что формула очень сложная для понимания, а тем более для практического применения. Такое впечатление, что данный расчет влечет за собой неминуемое сокращение размера пенсии или, по крайней мере, полное не понимание рядовым пенсионером специфики ее расчета. Более всего смущает интегрированный коэффициент, функция которого, скорее всего, сведется к механизму урегулирования к «нужному» размеру пенсий.

Страховой маневр

Все предложенные выше меры должны принести свои плоды по сокращению дефицита пенсионного фонда лишь в долгосрочной перспектива, а решить его нужно уже сейчас. В связи с этим было предложено два варианта. Первый из них касался реформации действующей системы индексации пенсий, которая базируется на пересчете ее дважды год. Один раз в соответствии с уровнем инфляции, второй раз корректируется на изменения средней заработной платы. Суть предложения свелась к тому, что индексировать надо один раз на среднеарифметическое значение коэффициента инфляции и коэффициента роста средней заработной платы. Специалисты Минтруда выступили против, поскольку это существенно сократит уровень выплачиваемых пенсий.
Второй вариант способа сокращения дефицита ПФ в краткосрочной перспективе – это применить страховой маневр. Его суть в следующем: перераспределить тариф страховой и накопительный, т.е. часть накопительного тарифа направить на страховую часть, тем самым на период два-три года решить проблему дефицита. Пока не известно, какую часть и как это повлияет на пенсию граждан, находящихся, например, в возрасте 30 лет? Будем ждать окончательного решения в этом аспекте правительства, неужели накопительная стратегия пенсионной реформы исчерпала себя и что же будет тогда с накоплениями, сделанными за прошедшие годы?

В связи с вышеописанными обстоятельствами возникает вполне резонный вопрос: неужели в течении 10 лет не было понятно, что принятая система неэффективна и провалена? Чем руководствовались чиновники такой долгосрочный период? Хотелось бы надеяться, что реформирование не приведет к очередному обману граждан: не лишат из пенсионных накоплений, созданных в течении 10 лет. Кроме того, немало вопросов возникает и у действующих пенсионеров: что будет с ними в результате реформы?