Миноритарии «Транснефти» требуют изменить устав в свою пользу
Собственник 70% привилегированных акций «Транснефти» инвестиционный фонд UCP Ильи Щербовича подал ряд исков к государственной трубопроводной монополии с целью перераспределить доход компании в свою пользу.
В уставе «Транснефти» для выплаты на префы предназначено 10% прибыли по РСБУ. В 2013 и в 2015 гг. в результате применения этого положения дивиденды на привилегированные акции оказались меньше, чем на обыкновенные голосующие. Это, считают юристы UCP, противоречит 24-летней давности документу, Типовому уставу открытых акционерных обществ, утвержденному Указом Президента № 721 от 01.07.1992 года, п. 5.3 которого гласит «если сумма дивидендов, выплачиваемая Акционерным обществом по каждой обыкновенной акции в определенном году, превышает сумму, подлежащую выплате в качестве дивидендов по каждой привилегированной акции типа А, размер дивиденда, выплачиваемого по последним, должен быть увеличен до размера дивиденда, выплачиваемого по обыкновенным акциям».
В действующем законе N208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. такого пункта нет. К тому же меньшие выплаты на привилегированные акции соответствуют мировой практике. В таблице приведены средние отношения дивидендов за 2015 года к номинальной стоимости акций в процентах для крупнейших компаний США и Европы.
Медианные показатели дивидендов к номинальной стоимости привилегированных и обыкновенных акций в США и Европе, в процентах
Поразителен сам факт существования привилегированных акций государственной монополии, ничего подобного нет нигде в мире. Монополии, вроде «Транснефти» не могут разориться, так что государство, фактически, платит владельцам префов пожизненную ренту неизвестно за что. Префы «Транснефти» появились в 1996 году в результате сомнительных действий тогдашнего руководства компании, ставших предметом уголовного дела. Ущерб компании от их выпуска следствие оценило свыше $650 млн. Ни один из владельцев префов не внес в капитал компании ни копейки.
В правительстве сейчас обсуждают возможность получить с «Транснефти» 60 млрд промежуточных дивидендов, которые необходимы государства в связи с дефицитом бюджета. Если выплачивать дивиденды, то их должны получить и владельцы префов. Чтобы не делиться со Щербовичем, государство потребовало от компании изменить устав так, чтобы владельцы префов не могли претендовать на промежуточные дивиденды. Фонд UCP сейчас через суд пытается оспорить эти изменения.
Во время уголовных разбирательств о выпуске префов акции были арестованы. Но у государственных чиновников тогда не хватило решимости полностью аннулировать это недоразумение, и теперь какой-то Илья Щербович заставляет бюджет РФ делиться с ним доходами, и еще требует от правительства платить ему больше. Зачем это нужно?