Нефтяники не выполняют поручения правительства. Кто заплатит за трубу?
Нефтяные компании, сдающие нефть в нефтепровод «Заполярье-Пурпе», несогласны платить «Транснефти» тариф, позволяющий окупить расходы на проект.
По расчетам трубопроводной монополии для окупаемости расходов в 200 млрд рублей на строительство нефтепровода «Заполярье-Пурпе» хотя бы за 30 лет (нормативный срок службы трубы) тариф на прокачку должен составлять 692 рубля за прокачку тонны нефти на 100 км. Нефтяные компании «Газпром нефть», «Лукойл» и «Новатэк» обратились в Минэнерго и ФАС с просьбой установить для нефтепровода размер тарифа, фигурирующий в договоре между нефтедобытчиками и «Транснефью», подписанном в 2014 году, − 231 рубль. Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил, что предлагая вернуться к оценочному тарифу двух летней давности, нефтяники не учитывают не только проведенную с 2014 года индексацию тарифа, но и смещение начала сдачи нефти с месторождений от 1 до 3 лет, а также радикальное снижение объемов прокачки.
Демин напомнил, что по первоначальным заявкам (2011 год) до 2025 года предполагалось прокачать 418 млн тонн, по предварительным договорам (2012 год) это уже было 296 млн тонн, по актуализированным договорам (2014-2015 год) − 178,2 млн тонн, а с учетом последних писем и заявок − 174 млн тонн. Кроме того, сказал Игорь Демин, по предварительно подписанным с нефтяными компаниями договоренностям предусмотрено установление тарифа на уровне среднего по системе в случае, если на момент подачи предложения по установлению тарифа нефтепровод «Заполярье-Пурпе» не будет включен в зону действия сетевой ставки тарифа.
Игорь Демин сообщил, что до сих пор не выполнено поручение правительства 2014 года, согласно которому Минэнерго было поручено представить предложения по компенсации выпадающих доходов «Транснефти» от сокращения планируемых объемов транспортировки нефти.
В письме в Минэнерго нефтяники предлагают компенсировать для компании «Транснефть» выпадающие относительно первоначальных оценок доходы на этом трубопроводе за счет увеличения среднего тарифа по системе до 2018 года на 6-10 рублей. Но это предложение не нашло поддержки в ФАС как перекрестное субсидирование, заявил Демин.
«Аргументы компаний (нефтяных – ред.) не очень сильные», − заявил «Ведомостям» аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин. По его оценке, разница между обсуждаемыми тарифами на транспортировку выливается в сумму около $1 за баррель нефти. «Это не может резко отбросить проекты за границы рентабельности», – убежден эксперт.