Федеральная нотариальная палата РФ предупреждает о мошенничестве с фальшивыми украинскими доверенностями
«Комсомольская правда» рассказала о новой схеме по отъему квартир.
С помощью украинских нотариусов у россиян начали отбирать жилье, пишет издание. Происходит это следующим образом: люди сдают квартиры, оформляют договор, а потом узнают, что в их квартирах живут посторонние, которые приобрели недвижимое имущество по доверенностям, заверенным нотариусом на Украине.
Пострадавшие идут в суд, на котором выясняется, что подписи владельцев на доверенностях фальшивые, квартиру возвращают хозяевам, однако купившие недвижимость люди теряют миллионы рублей. Известно о нескольких таких случаях.
По «Минской конвенции» 1994 года, ратифицированной Россией и Украиной, документы, полученные в любой из стран-подписантов, не нуждаются в дополнительной легализации и взаимно признаются нашими странами. Этим и пользуются мошенники.
Закон о регистрации сделок предоставляет государственному регистратору право принять решение о приостановлении регистрации прав при возникновении у него сомнений, в том числе, подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, и обязывает принять меры по получению дополнительных сведений. Однако Росреестр не наделен полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Ведомство также не располагает ни полномочиями, ни оборудованиям, ни специалистами по анализу документов на предмет их поддельности», — пишет «КП».
То есть, если человек с украинскими документами идет напрямую к регистраторам, те не обязаны проводить какую-либо проверку.
Федеральная нотариальная палата России предупреждает, что подобными преступными схемами аферисты могут пользоваться и дальше.
«Хорошо, если бы наш нотариус в обязательном порядке перепроверял бы украинские бумаги. Может быть, установить это правило для каких-то конкретных сделок. Вообще, если есть сомнения, лучше обратиться к нашим нотариусам. Они могут провести проверку, потому что они как раз отвечают за свои действия. Как минимум сделают запрос к украинской стороне. И если не получат никакого ответа, вряд ли станут совершать какие-либо действия», — говорит начальник юридического отдела ФНП РФ Александр Сагин.