Перспективы законодательства в сфере государственно-частного партнерства в России
Число проектов в сфере государственно-частного партнерства в России за период 2014-2016 годы увеличилось более чем в 10 раз.
По прогнозу консалтинговой группы IPT, общий объем привлеченных частных инвестиций в такие проекты к концу 2017 года составит порядка 3,1 трлн. рублей при общем количестве ГЧП-проектов — около 2400.
Такому развитию данного института способствует совершенствование законодательства о ГЧП как на региональном, так и на федеральном уровнях. Среди успешно реализованных проектов можно отметить: строительство Западного скоростного диаметра в С-Петербурге, реконструкцию аэропорта Пулково, строительство станции Мякинино Московского метрополитена
Государственно-частное партнерство в РФ, регулируется тремя группами законодательных актов: 1) ФЗ о ГЧП; 2) Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — «ФЗ о концессионных соглашениях»); З) законы субъектов о государственно-частном партнерстве, которые не противоречат ФЗ о ГЧП.
На сегодняшний день законодательство о ГЧП в России можно оценить как работающее, что не исключает наличия существенных проблем, которые беспокоят участников рынка.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Юшин и партнеры» Анатолий Юшин отмечает среди возможных улучшений в законодательной сфере:
- Закрепление на законодательном уровне возможности возврата вложенных инвестиций в ГЧП-проекты за счет предоставления долгосрочных государственных гарантий их возврата (а также гарантий на закрепление условий участия в процессе).
- Стандартизация правовых форм взаимодействия инвесторов и публичных образований.
- Расширение форм реализации ГЧП-проектов и перечня объектов ГЧП (объектами ЖКХ, социального жилья и социального обеспечения).
- Внесение в налоговое законодательство отдельных положений, регулирующих порядок налогообложения операций, осуществляемых в рамках ГЧП-проектов.