Перевозчиков будут оповещать о нарушениях веса грузовиков сразу во время поездки
Как информируют «Ведомости», Минтранс РФ готовит законопроект, согласно которому перевозчики будут оповещаться о нарушениях веса грузовиков прямо во время поездки. Документ проходит согласование с заинтересованными ведомствами.
Октябрь прошлого года ознаменовался запуском в России автоматической системы весогабаритного контроля. Она нацелена на сохранение дорог в нормальном состоянии, а также снижение числа ДТП. Для этого на трассах в пилотных регионах РФ состоялась установка автоматических весов. Они предназначены для измерения нагрузки на ось грузового транспортного средства. Собственник должен заплатить штраф, если обнаруживается превышение нормы. Сейчас контроль веса и габаритов в автоматическом режиме в 17 субъектах РФ осуществляет 25 таких пунктов весогабаритного контроля. Минтранс ранее сообщал о том, что к 2020 году на федеральных дорогах страны должно появиться 387 таких пунктов, тогда как, по оценкам главы Росавтодора Романа Старовойта, эффективную работу системы сможет обеспечить только 500 пунктов. Отмечается, что за пять месяц функционирования пунктов было зафиксировано четырехкратное снижения числа нарушений по весу и габаритам, а доля нарушителей от общего потока грузовиков снизилась до 2,5%.
Стоит отметить, что перевозчики воспринимают проблему контроля за весогабаритом даже серьезнее, чем внедрение системы «Платон». Цифры говорят сами за себя: максимальный штраф для компаний в системе «Платон» составляет 20 000 рублей, а за перегруз – от 150 000 до 500 000 рублей. Ежемесячно система фиксирует 100 000–200 000 нарушений.
По словам директора управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии» Михаила Петрова, в том случае, если необходимо снизить нагрузку на дорожное полотно и увеличить срок его службы, то механизм нуждается в серьезной доработке. Он подчеркнул, что вместе с участниками предлагает утвердить его на государственном уровне и сделать открытыми все пункты. К примеру, сделать общедоступными и жестко зафиксировать основные параметры, которые используются в алгоритме взвешивания. Также необходимо ввести ответственность за возможную «подстройку» весов, чтобы исключить корыстные действия на местах. Михаил Петров отметил, что в весогабаритном контроле очень много спорных моментов. К примеру, водитель не участвует в загрузке транспортного средства, выходит, что за корректность и процесса, и результата погрузки (а, значит, и конечной развесовки) отвечает исключительно грузоотправитель. Следовательно ответственность за перевес так же должна лежать в основном на грузоотправителях.
Отмечается, что российские перевозчики представили Минтрансу РФ свои предложения на рабочей группе по весогабариту при ведомстве. В их число, в частности, входят: обеспечение права перевозчика на контрольное взвешивание; принятие единых правил весогабаритного контроля на всех пунктах; привлечение ответственности владельцев весов за недостоверную информацию о нарушении и пр.
По сообщениям Минтранса, в законопроект были включены предложения перевозчиков, касающиеся внедрения системы оповещения водителей о выявленных нарушениях во время движения, а также информирования о существующих местах, где водители смогут устранить нарушение. Интересно, что ведомство не сообщило об иных пожеланиях бизнеса РФ, непосредственно касающихся законопроекта. К примеру, перевозчики предлагают ввести трехмесячный тестовый режим без штрафов, а также освободить от штрафа в том случае, если нагрузка на ось не превышает 10%, а нарушение по габаритам — 5%. Так, по словам директора Infranews Алексей Безбородов, есть смысл дать перевозчикам допустимую погрешность в 15–20%, как сейчас это происходит при замере скорости.