Главная > Новости > В обвинении девяти полицейских в Барнауле главную роль сыграли показания наркоманов и наркоторговцев

В обвинении девяти полицейских в Барнауле главную роль сыграли показания наркоманов и наркоторговцев

15.10.2017 Новости

Уголовное дело в Барнауле, фигурантами которого стали девять местных полицейских, завершилось. Теперь уже бывшие оперативные работники осуждены и отбывают срок в тюрьме. Почему это дело стало резонансным? И все ли так однозначно в нем? Журналисты провели свое расследование.
Громкое дело в Барнауле началось в феврале 2014 года. Подозреваемыми стали сотрудники Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД в Алтайском крае. В появившемся заявлении наркоторговца Владимира Тютикова были указаны сотрудники местной полиции майор Олег Бригин, старший лейтенант Владимир Исаев, майор Сергей Мастюков и капитан Максим Яценко, участвовавшие в декабре 2013 года в его задержании торговца наркотическими веществами. Они обвинялись в превышении должностных полномочий и получении взяток в особо крупных размерах.

Как указал Владимир Тютиков, оперативники подбросили в его квартиру наркотики, а затем стали требовать взятку, чтобы уголовное дело не было возбуждено. Не совсем понятно, почему заявление появилось только в феврале 2014 года, по истечении двух месяцев после задержания Тютикова с поличным, в тот момент, когда Тютикова официально обвинили в производстве и распространении наркотических средств, когда ему угрожал серьезный тюремный срок. Желая уйти от ответственности и избежать наказания, наркоторговец решился на обвинение правоохранителей. Вероятно, помог ему в этом адвокат Кручин, бывший оперуполномоченный, коллега тех самых оперативников, которые фигурировали в заявлении наркоторговца, которые задержали его в декабре 2013 года. Много неувязок и несостыковок, не замеченных следствием, наблюдается в истории с санкционированным обыском, проведенным в квартире Тютикова. Откуда оперативники могли знать, что будет проведен обыск, чтобы пробраться в жилище наркоторговца и подбросить наркотики? Это первое. И второе, неужели оперативные сотрудники, имеющие опыт работы в полиции, не понимали, что, если наркотики будут выявлены, то повлиять на ход следствия они уже не смогут.

Роковую роль в расследовании сыграло еще одно заявление. Автор его – обвиняемая по делу о сбыте наркотиков, ранее судимая гражданка Рудакова. Она рассказала, что трое полицейских, превысив должностные полномочия, получили от нее взятку в размере 400 тысяч рублей. Фигурантами заявления Рудаковой стали лейтенант полиции Владимир Исаев, капитан Александр Стоянов и майор Сергей Кноль. И в этом эпизоде, как и в предыдущем,- множество неточностей и вопросов к следствию. Вызывают сомнения размеры взяток Рудаковой и Тютикова. Во-вторых, почему в уголовном деле отсутствуют документы, подтверждающие факт передачи, количество, список лиц, причастных к взяткам? Поводились ли оперативно-розыскные мероприятия, после которых следствие приходит к каким-то выводам. Это важная часть обвинения отсутствует. Почему следствие и суд не заинтересовал вопрос о происхождении огромных денег у тех, кто давал взятки. Откуда могли иметь 400 тысяч рублей брат и сестра Рудаковы, нигде не работающие, ранее судимые, сидящие десятилетие на синтетических наркотиках и жувущие на случайные криминальные заработки? Такой же вопрос можно было задать Тютикову. Детским лепетом прозвучал ответ наркоманов и наркоторговца о происхождении крупных денег. По их утверждению, эти деньги они “накопили”. Почему факт отсутствия огромных денег у полицейских не заинтересовал следствие?
Дело стало громким и резонансным, поскольку в нем много обвиняемых, группа преступников в ходе расследования превратилась в “банду”. За два года некоторые свидетели стали обвиняемыми и преступниками. Так произошло с капитаном полиции Евгением Полоховым и лейтенантом Антоном Распоповым. Они отказались давать ложные показания на своих коллег, не поддались уговорам следователя Ватутина. Практически по аналогичной схеме в “банду преступников” попали подполковник полиции Александр Тарасов и майор Сергей Мастюков.

Методы и стиль работы следователя Виктора Ватутина тоже вызывают сомнения. Недопустимы в профессиональной деятельности следователя обвинения, строящиеся на показаниях асоциальных элементов общества, какими считаются наркоманы и наркоторговцы, неоднократно судимые, признававшие в суде свою деятельность преступной. Тем более, для следователя считается преступным вступать с ними в сговор. Имеются сведения, что из некоторых свидетелей показания “выбивались”, то есть менялись в ходе расследования. Семеро таких свидетелей уже не смогут рассказать об этом, поскольку погибли от передозировки, предположительно, героином. Кстати, этот дорогостоящий наркотик считается редким даже для Барнаула.
Когда главными в работе следователей и судей становятся “договорняки”, “отмазки” от уголовной ответственности клиентов за солидные вознаграждения, невольно работник превращается в стяжателя, мечтающего обогащаться, и карьериста, для которого свидетель – пустое место, а показания – ничего не значащие слова, которые можно “подредактировать”, и они “проканают” в любом деле.

Уголовное дело об оперативниках рассматривалось по существу в Октябрьском районном суде города Барнаула. Председательствовала в суде Шепшелева Анна Александровна. Приговор, в котором решалась участь девяти человек, также был построен на показаниях наркоманов и торговца наркотиками. Поведение судьи Шепшелевой на заседаниях напоминало театр с актерами, которые забыли свои роли. Судья всячески старалась “вытягивать” из свидетелей-наркоманов нужные следствию показания, сама подводила свидетелей к нужному ответу, часто закрывала “рот” защите. По ее убеждению, нельзя доверять свидетелям со стороны защиты. Однако, по ее мнению, свидетели обвинения – наркоманы и наркоторговец – не имеют оснований лгать.

На сентябрьском митинге, организованном в Барнауле родственниками и близкими осужденных полицейских, прозвучали слова, что за решеткой находятся не настоящие преступники, такими их сделали следователи ватутины и судьи шепшелевы, которые должны ответить перед законом за произвол и несправедливость в судебно-следственной системе Барнаула.
Журналистское расследование продолжается.

Источник: http://jour-control.ru/news/bespredel-po-barnaulski.html