Эксперт ЛАНИТ рассказал о том, как подготовить ИТ-кадры для машиностроения
Проблема подготовки инженеров и ИТ-специалистов для машиностроительных предприятий существует в России уже много лет. Острая нехватка кадров наблюдается в крупных промышленных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге и др. Организациям требуются специалисты, обладающие знаниями и опытом разработки и внедрения цифровых решений.
Директор департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ Александр Романов объясняет разрыв между компетенциями молодых специалистов и актуальными потребностями отрасли стремлением крупнейших машиностроительных холдингов повышать уровень применения современных передовых технологий на производстве. Решению данной проблемы, считает эксперт, могут способствовать крупные ИТ-компании посредством обучения студентов цифровым методикам проектирования и производства.
ЛАНИТ практикует несколько форм обучения. Классическая форма — академические программы для вузов, при создании которых специалисты ЛАНИТ опирались на запросы университетов и их отраслевую специфику.
Так, в МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре РК6 в течение многих лет преподается отдельный курс “Системы автоматического проектирования” (САПР), который моделирует работу конструкторского бюро. Академическая программа курса входит в учебный план кафедры и базируется на учебном модуле по методологии нисходящего контекстного проектирования. Курс позволяет студентам изучить технологии создания электронного макета изделия с применением CAD, CAE и PLM-систем.
Разработка единого цифрового макета изделия происходит в несколько этапов: формирование требований к изделию, конструирование его внешнего вида и работы основных блоков, организация технологического и производственного процессов. “Все цифровое проектирование нужно делать по возможности бесшовно. Для того, чтобы сократить цикл разработки конструктор, технолог не выходят из системы, они все делают непосредственно в ней, так же, как и все остальные ее пользователи. Единая и актуальная для всех участников процесса среда проектирования позволяет драматически снизить число ошибок как при самом проектировании, так и при производстве и эксплуатации изделий”, — добавил Александр Романов.
Вторая форма обучения, проектная, наиболее точно отражает процесс работы в реальном конструкторском бюро. Один из ярких примеров — проект Formula SAE. Это международные студенческие инженерные соревнования по созданию гоночных автомобилей типа “Формула”, которые проходят уже более 40 лет. В 2012 года к проекту присоединилась команда МГТУ им. Н.Э. Баумана — Bauman Racing Team. Студенты занимаются проектированием и изготовлением гоночного болида для его испытания на реальной трассе, благодаря чему в течение года им удается отследить весь жизненный цикл изделия. По мнению Александра Романова, подобные проекты создают условия для отработки собственной методологии, а также оценки эффективности методов, отлаженных для крупных предприятий, в процессе работы в маленьких проектных бюро. “Решение перейти именно на методологию проектирования с использованием CAD, CAE и PLM-систем команда Bauman Racing Team приняла еще в 2017 году, и с тех пор постоянно совершенствуется в их использовании”, — рассказал эксперт. За весь период существования команды Formula Student участникам удалось уйти от разрозненных программных средств к использованию единой PLM- системы, а также внедрить подходы проектирования “сверху-вниз” для увеличения актуальности и достоверности информации об изделии.
Еще один пример — проект по оцифровке нескольких готовых изделий, произведенных заказчиком ЛАНИТ. В проекте были задействованы учащиеся академической программы ЛАНИТ из МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалисты ЛАНИТ, а также сотрудники предприятия, ставшие наставниками студентов.
Для полной оцифровки двух сложных и крупных изделий, а также исправления ошибок в документах, группе из двадцати человек потребовалось менее двух лет. “Наша методология позволяет выявить все случаи расхождений чертежей и того, как реально изготавливается деталь, найти чертежи, давно уже не отражающие действительность”, — объяснил Александр Романов.
В данный момент одним из основных направлений деятельности ЛАНИТ является наращивание опыта поддержки инженерного образования и последующее масштабирование обучения. Для решения этой задачи компания активно сотрудничает с МГТУ им. Н.Э. Баумана на площадке нового Научно-образовательного центра (НОЦ). Александр Романов уточнил: “Здесь наши специалисты разрабатывают академические программы, которые с помощью преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана можно будет тиражировать в другие российские вузы”.
В ближайшей перспективе ЛАНИТ планирует организацию совместного проекта с Сибирским государственным университетом путей сообщения по созданию специализированного устройства для нового поезда.
Еще одним новым партнером компании стал Уральский федеральный университет (Екатеринбург). В ходе проекта, в котором участвует многие много предприятий региона, будет создана передовая инженерная школа.
Также эксперт сделал акцент на значимости государственной поддержки при создании новых образовательных площадок: “Шагом вперед стало Постановление Правительства РФ № 619, принятое 8 апреля 2022 г., в рамках которого реализуется программа развития передовых инженерных школ, которая нацелена на создание и развитие новых научных, инженерно-технологических направлений совместно с высокотехнологичными компаниями”.