Остановка «Дружбы» возможна, но не выгодна ни одной из сторон
Остановка «Дружбы», прекращение поставок нефти на НПЗ Белоруссии и прокачки в европейские страны, возможны, но не принесут выгоды ни России, ни особенно Белоруссии. Такой вывод делают авторы доклада Института развития технологий ТЭК «Белоруссия без российской нефти: варианты возможны, но не желательны».
Российские экспортеры могут обойтись без проходящих по Белоруссии труб «Дружбы». Как заявил глава «Транснефти» Николай Токарев, Россия обладает возможностями перераспределить транзитные потоки нефти, идущие в Европу через Белоруссию, но «перспективу такую исключаем».
Поставки нефти по «Дружбе» в страны ближнего и дальнего зарубежья в среднем за 2019 год составили около 61,3 млн тонн в год, включая нефть для внутренних нужд Белоруссии (собственного потребления и переработанного экспорта). Резерв пропускных мощностей «Транснефти» через порты по планам на 2020 год в западном направлении около 42 млн тонн в год.
Германия и Польша могут восполнить отсутствие поставок российской нефти по белорусской части «Дружбы», это сегодня около 30 млн тонн, через свои порты.
Поставки нефти в Чехию, Словакию и Венгрию не превышают около 13 млн тонн, что также восполняется отчасти по железной дороге, отчасти через нефтепроводы от хорватского Омишаля и через трубопровод IKL из германского Ингольштадта.
В случае остановки «Дружбы» у России возникнут проблемы, но они решаемы сразу же или в недолгой перспективе. Портовые мощности компании полностью компенсируют выпадающие объемы, делают вывод авторы доклада.
Кроме того, есть предложение от Украины прокачать в обход Белоруссии на южную ветку «Дружбы» 15 млн тонн через приднестровские трубопроводы (эти трубы сейчас законсервированы и заполнены инертным газом).
Около 10 млн тонн – внутренний резерв для дополнительно переработки на российских НПЗ, продукты которой могут быть экспортированы через порты или по железной дороге.
Таким образом, катастрофического снижения экспорта нефти и нефтепродуктов из России не случится, даже если Белоруссия полностью остановит транзит по своему участку «Дружбы».
Анализируя экономическую ситуацию с покупкой российской нефти, эксперты ИРТТЭК отмечают, что ценовой альтернативы сегодня у Белоруссии нет – до 2024 года, времени окончания налогового маневра, стоимость российской нефти для республики будет ниже любого другого сырья поставленного с рынка.
Цены закупки российской нефти для белорусских НПЗ рассчитывались как: цена Urals на Роттердамском рынке − минус таможенная пошлина − плюс $10 с каждой тонны (премия российских компаний) − плюс тариф на прокачку. Премия в $10 для российских компаний действует с 2011 года, ее учредили в качестве стимула для российских ВИНК к увеличению поставок нефти в Беларусь.
В декабре 2019 года средняя цена сорта Urals составила $64,47 за баррель или примерно $469,3 за тонну (при коэффициенте пересчета 7,28 барреля на тонну). Размер экспортной пошлины, рассчитанный с коэффициентом 0,833 и на основе мониторинга цен на целевых рынках, в декабре равнялся $90,5 доллара за тонну. Таким образом, стоимость нефти без учета таможенной пошлины составила $378,8 долларов за тонну, или 80,7% от средней стоимости Urals на европейских рынках. Добавка к цене $10 долларов за тонну увеличивает цен нефти для белорусских НПЗ до 82,9% от мировой.
С 1 января 2020 года коэффициент, применяемый при расчете пошлин на нефть, снижен до 0,667. Благодаря этому размер пошлины уменьшился на $13,3, до 77,2 доллара за тонну. Цена Urals на 14 января составляла $60,02 за баррель, то есть около $436,95 за тонну. Значит, Минску она обошлась бы 359,75 долларов за тонну, или 83,3% от европейской цены Urals. А надбавка в $10 долларов поднимает белорусскую цену до 84,6% от мировой.
До 2014 года эта разница сохраняется, что делает поставки нефти из Москвы для Минска практически безальтернативными, пишет ИРТТЭК.
В попытке подготовиться к неизбежному Александр Лукашенко потребовал от чиновников проработать вариант, в котором 30-40% нефти Беларусь будет покупать в РФ, 30% завозить с Балтики и еще 30% через Украину. Основная проблема при этом − рентабельность экспорта нефтепродуктов с белорусских НПЗ, изготовленных из закупленной вне России нефти. Минск признает, что белорусские НПЗ уже столкнулись с проблемой финансирования текущей деятельности.
На днях Минск закупил 80 тыс. тонн норвежской нефти, поставленной через литовскую Клайпеду, чтобы проверить рентабельность процесса. Только на закупке и поставке НПЗ потеряли, по данным авторов доклада ИРТТЭК, минимум $97,2 на тонну нефти по сравнению с поставками из России.
Переговоры между РФ и РБ по поставкам нефти для Белоруссии и транзита по ее территории не могут не завершиться каким-либо компромиссом. В противном случае стороны потеряют такие суммы, которые не компенсируют ни размер самых крупных уступок, ни, тем более, политические и личные амбиции.
Россия по-прежнему остается надежным поставщиком энергоресурсов. Ситуацию с полным перекрытием белорусского участка «Дружбы» российская сторона даже не рассматривает. Не считая геополитических издержек, такое развитие событий потребует значительных усилий, о чем попросил «не фантазировать» и министр энергетики Александр Новак.