Что происходит в Украине?
«Золото-валютные резервы нужны только странам-изгоям, не имеющим международной поддержки. Украина-не из их числа.» — Арсений Яценюк
В общем-то всё или очень многое, говорит о том, что нынешнее руководство Украины не способно обеспечить эффективную работу практически всех экономических секторов страны.
Только по официальной статистике реальная средняя заработная плата в январе ― сентябре 2014 года снизилась на 4%, а инфляция за тот же период составила 19%. При этом не стоит забывать, что официальная статистика и, тем более (уж простите меня) украинская официальная статистика, скажем так, немного не соответствует окружающей действительности и реальному положению вещей, а уровень роста безработицы просто откровенно скрывается. Размер среднего пособия по безработице, кстати, уменьшается от месяца к месяцу.
По данным российского МЧС, в России стало сокращаться число беженцев из Украины. Это говорит о том, что люди начали возвращаться, и маловероятно, что вернувшиеся тут же найдут работу, что только добавит социальной напряженности.
До конца этого года Украине по своим долгам нужно выплатить более полумиллиарда долларов. Общий долг государства достиг уже примерно 70 миллиардов долларов и из-за кризиса платежеспособности будет только расти (план Маршала для Украины не предусмотрен), а долговые обязательства вскоре составят 70% от объема производства страны. Все это на фоне постоянного сокращения и без того очень скромных золото-валютных резервов страны (на данный момент, по-моему, что-то около 12 миллиардов зеленых бумажек, причем часть из этих миллиардов — всего-лишь автокредитование Нацбанком Украины самого себя), сокращения ВВП и экспорта, но все увеличивающейся необходимости импорта (из-за экономической и политической ситуации в стране импорт в долг больше никто не дает, мало этого – все теперь требуют предоплату).
С начала года гривна по отношению к доллару подешевела в два раза – с восьми до шестнадцати (на образовавшемся из-за политики нацбанка и правительства черном рынке и того дешевле). Девальвация естественно, как это и всегда бывает происходит на фоне повышения (причем довольно резкого) цен на продукты питания и прочие товары потребления.
Западные аналитики отмечают, что потери инвесторов в Украине составят до 50%, следовательно, по крайней мере в этом отношении, Украина уже стала просто никому не интересной. То есть Украина уже находится в замкнутом круге высокой инфляции и падения гривны. А выхода из этой воронки только два: либо огромные внешние вливания (которые делать пока никто не готов), либо дефолт, гиперинфляция, очередной по счету Майдан — вооруженные до зубов и отмороженные от зимних холодов, да и вообще на всю голову нацбатальоны в Киеве, плюс поток оружия и людей, привыкших силой решать вопросы из зоны АТО, конец света и мрак.
Правда, на конец января планируется международная донорская конференция, но во-первых, до конца января надо еще дожить, а во-вторых, вряд ли стоит ожидать от нее чего-то из ряда вон выходящего? А Украине, скорее всего, к этому периоду понадобятся уже экстраординарные меры.
Нельзя также недооценивать влияние на украинскую «экономику» ухудшающейся ситуации в экономике российской. Плюс усугубляется ситуация с перечислением денег на Родину нескольких миллионов находящихся в России украинских «заробитчан». Если экономическая стуация в России будет продолжать падать (а до определенного предела это вполне возможно), то многим из них придется вернуться домой, в Украину. Чем это закончится – предположить трудно, но фраза «очередной майдан» — напрашивается сама собой.
Ситуацию не облегчает и тот факт, что до известных событий Украина приобретала в России газ примерно по 2100 гривен за 1000 кубометров, причем в основном в долг (который было не очень обязательно отдавать), теперь же вынуждена приобретать по предоплате (что не может не сказаться на увеличении цены на внутреннем рынке) примерно по 6000 гривен. Также теперь придется покупать за валюту недостающие из-за ситуации с самопровозглашенными республиками ДНР и ЛНР, уголь и электричество.
Кстати о республиках. Раньше около трети всех валютных поступлений бюджет Украины получал за счет предприятий, которые остались там. Политика, проводимая руководством страны, исключила какую-либо возможность договориться. Опальные регионы теперь жестко стоят на позиции своей независимости и создали структуры, способные не только ее отстаивать, но и осуществлять серьезные операции против вооруженных сил Украины. Это, в свою очередь, заставляет нынешнюю украинскую власть тратить и без того скудный бюджет на милитаристские цели, выводя при этом из экономических отношений большое количество молодых, здоровых и нередко грамотных мужчин, полностью переводя их на гособеспечение.
Кстати, а сколько молодых украинцев сбежит (сбежит – это значит уедет без намерения вернуться) после открытия безвизового режима? И этот поток, судя по опыту восточноевропейских стран, с каждым годом будет только увеличиваться. Ну да ладно, этот вопрос сейчас к делу не относится, интересно просто.
Что же тогда хорошего Украина от всего это получила, ради чего все это затевалось, если все, против чего якобы боролись – так по-прежнему и осталось, а политико-экономическая ситуация резко ухудшается и продолжит ухудшаться? Лично мне кажется, что для Украины ничего и не подразумевалось изначально, ну примерно как не подразумевается никаких положительных сдвигов и улучшений для молотка, которым забивают гвоздь. Для того КТО забивает – да (гвоздь же забит), а вот для самого молотка никаких профитов по определению не предусмотрено изначально.