Утешительная. Действительно ли ситуация с нефтью настолько плоха?
Выступает на пресс-конференции какой-то большой руководитель:
-Даже если цена на нефть опустится ниже 50 долларов, мы будем жить хорошо.
Вопрос из зала:
-А мы?
Вчера, вернее уже сегодня встречал одного своего знакомого из ближнего зарубежья, ставшего частью Свободного мира. Первым же делом после того как поздоровался, он спросил: «Ну что, рашисты, доигрались? Теперь вам не хватит денег задушить свободу в Прибалтике, вам теперь не то что нас не захватить, вам теперь самим бы выжить». Шутки, конечно, шутками, но некоторые там всерьез опасаются российской агрессии, остальные же практически открыто на этой теме спекулируют, выпрашивая у Запада каких-либо преференций. Ну да ладно, я не об этом. Просто пока ехал домой все думал, а действительно ли ситуация на столько плоха, что мы теперь не сможем даже задушить демократию в какой-то там Прибалтике? (На всякий случай: про душение всяких там демократий – это шутка, просто к слову пришлось.)
Вот, например, по оценкам «Deutsche Bank» нам для сбалансированного бюджета нужно, чтобы нефть была примерно по 100 долларов, но главный нефтяник страны заявил, что и при шестидесяти никакой катастрофы в России не произойдет, так как баланс бюджета обеспечивается все-таки не в долларах, а в рублях. У российской власти к тому же есть довольно значительная поддержка населения, следовательно, она может девальвировать рубль (ну, до определенных пределов, разумеется) без каких-либо серьезных для себя последствий. Тут еще хотелось бы добавить, что некоторые усматривают в России признаки авторитарного режима, если это действительно так, то девальвировать можно «отсюда и до горизонта».
Как недавно сказал Наитемнейший:
«Но вот смотрите: раньше мы продавали товар, который стоил доллар, и получали за него 32 рубля. А теперь за тот же товар ценой в доллар получим 45 рублей. Доходы бюджета увеличились, а не уменьшились».
Если сократить добычу – терять доходы в бюджет и это притом, что в этом году экспорт нефти и так сократился по сравнению с предыдущим. И именно поэтому не стоит так уж сильно переживать из-за снижения цен на нефть.
К тому же часть потерь (из-за удешевления рубля) населению правительство вполне может компенсировать (увеличением пенсий и зарплат бюджетникам, какими-либо льготами, то есть поддержать свой основной электорат), да и большая часть товаров, которые приобретают, скажем так, небогатые слои населения — произведены внутри страны.
Надо еще принять во внимание, что американская сланцевая нефть не может конкурировать с добываемой традиционными способом ни по объёмам, ни по ценам, а это значит, что длительное падение цен будет вытеснять ее с рынка. По оценкам большинства специалистов граница рентабельности для бурения новых скважин где-то примерно 70 долларов.
«Никто не должен сокращать добычу, и рынок стабилизируется сам по себе» — министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али аль-Наими (Ali Al-Naimi).
Международное энергетическое агентство уже прогнозирует 10-процентное снижение инвестиций в американские сланцевые месторождения в 2015 году. Нельзя забывать и про Ливию с Ираком, они там сами не знают, что у них будет на следующий день.
Так что остается только подождать, пока американские производители нетрадиционной нефти измотаются и начнут сокращать добычу, весы предложения-спроса качнутся в нужную сторону и цены пойдут вверх. Правда, остается вопрос: что делать, если все-таки не измотаются? Но, зачем уж совсем о грустном, ведь правда? 🙂
Да и вообще, падение цен на нефть, оказывает положительное влияние на рост мировой экономики, а рост мировой экономики ведет к росту цен на нефть.