Главная > Общество > Кому выгодно «мочить» природу?

Кому выгодно «мочить» природу?

16.03.2018 Общество

Сегодня в каждом 10-м случае попытка кражи топлива через незаконную врезку приводит к разливу и загрязнению окружающей среды. Об этом рассказала группа независимых журналистов в своем видео расследовании, опубликованном на YouTube.

В июле 2016-го года в Подольском районе Подмосковьяиз-за криминальной врезки на землю вылилось  12 тонн солярки. Нефтепродукты попали в реку Раковка, где и удалось остановить разлив с помощью боновых заграждений. Последствия аварии устраняли 217 человек и 95 единиц техники, в том числе от МЧС России. Для сбора с поверхности воды пленки разлившегося топлива было откачано и утилизировано 500 кубометров воды. Пришлось удалить растительность и кустарники с загрязненнойплощади 41 тыс. кв. метров и зачистить 7 тыс. кв. метров береговой зоны. Ликвидацию аварии обошлась в десятки миллионов рублей из госбюджета.

Всего в 2017 году на магистральных нефтепроводах зафиксировано 289 незаконных врезок против 300 в 2016 году. На устранение последствий врезок и организацию охраны трубопроводов госкомпания «Транснефть» тратит миллиарды рублей в год,преступники же отделываются малыми штрафами или условными сроками. Последний пример, вЖирновском районе Волгоградской области Владислав Нестеренко и Сергей Сазыкин пригнали цистерну к нефтепродуктопроводу компании АО «Ритэк» и через ранее сделанную врезку стали сливать дизельное топливо. Они успели перекачать в цистерну 11,1 тонны нефтепродукта на 142 тыс. рублей, когда их заметили сотрудники службы безопасности компании. Это было в июле 2016-го. В ноябре 2017-го Жирновский райсуд вынес им приговор – за «покушение на кражу» каждому дали по два года условно. Но и это решение осужденные пытались оспорить в волгоградском облсуде. И хотя апелляционная инстанция оставила приговор без изменений, понятно, что при таком «гуманизме» к похитителям нефти, число криминальных врезок в «трубу»не снижается.

Редкиесудебные решения, когда организаторам врезок дают реальные сроки и обязуют возместить ущерб, есть, но они единичны. Так, организаторов описанной выше кражи дизеля в Ленобласти суд обязал возместить ущерб в 3,9 млн рублей. Но правоохранительная система 4 года тянула с реальным наказанием преступников.

Политика региональных властей удивительным образом направлена на защиту преступников. В Башкирии в марте 2015 года на магистрали «Салават-Уфа» по появившимся из-под снега пятнам топлива была обнаружена незаконная врезка. Утечка оказалась небольшой — загрязнённый грунт собрали и вывезли. Ачерез месяц в апреле с талыми водами в ближайшие реки с садовых участковпотекли нефтепродукты, скопившиеся рядом с домом, где топливные воры устроили криминальный цех. Росприроднадзор республики оценил ущерб экологии в 28 млн рублей и потребовал их с компании, управляющей трубопроводом. Суд в иске отказал, сославшись на отсутствие вины «Транснефть-Урал», указав на то, что вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его.

Казалось, прецедент исчерпан. Но на помощь топливным ворам пришел Верховный суд. 30 ноября 2017 года Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде». Документ, пояснили в суде, создан в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению такого вреда. П.8 Постановления говорит, что “владелец нефтепровода отвечает за вред окружающей среде, причиненный вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод”. По мнению адвоката Любови Ивановой, прямое указание на взыскание ущерба с владельца трубопровода вызвано нашумевшими процессами 2017-го года по спорам о возмещении вреда со стороны «Транснефть-Сибирь» и «Лукойл-Пермь». В последнем деле «Лукойл» пытался оспорить возмещение вреда в связи с тем, что ущерб причинен третьими лицами, но не убедил этим суд  в связи с тем, что «нефтепровод не выбывал из владения и относится к источникам повышенной опасности». Итак, судебная власть обязывает государство и частные структуры платить за последствия деятельности топливных воров и поощряет преступников мягкими приговорами, а государство не дает владельцам трубопроводов достаточных полномочий для их защиты.

Парадоксальная ситуация. С одной стороны, «Транснефть» готова нести ответственность за ущерб от криминальных врезчиков, но тогда логично предоставить компании права правоохранительных органов по задержанию преступников, возбуждению против них уголовных дел и расследованию обстоятельств преступления. Власть отказывается дать госкомпани правадля эффективной охраны стратегических объектов.С другой, если не так, нужно ужесточать законодательство и менять правоприменительную практику в отношении грабителей – вменять полную материальную ответственность, реальные сроки, а не «условные два года», которые только провоцируют жуликов на незаконный промысел. Ведь только в 2016 году при хищении нефтепродуктов ООО «Транснефть – Балтика» причинен ущерб в 46 млн рублей, а возмещено было всего 17 млн.

При такой государственной «политике» следует ожидать новых незаконных врезок, масштабных разливов топлива и огромного ущерба государственным и частным владельцам трубопроводов.

 

Олеся Мишурина