Что такое настоящий патриотизм: глава компании «Агранта» Сергей Бачин сохранил этнический проект «Тыгыдым»
В Ярославском взморье на Волге появился этнический комплекс деревня Тыгыдым.
Создали его супруги Александр и Олеся Мазалецкие-Дегтяревы. Успешные юристы продали свои квартиры, машины – все имущество! – и отправились жить в село, на землю, решив воссоздать старую русскую деревню. Сначала огромным трудом Олеся и Александр построили Тыгыдым в Пошехонском районе Ярославской области.
Но возникшие позже земельные споры чуть не погубили уникальный проект. Он сохранился и воссоздался заново благодаря усилиям Сергея Бачина, председателя совета директоров ГК «Агранта», который вовремя поддержал создателей такого необычного проекта.
«Всякому путнику рады!» — под таким девизом живет этнический комплекс деревня Тыгыдым. У Олеси и Александра трое детей — Виталий самый активный член команды, ему 18 лет, 11-летний Ярослав и 7-летняя Ангелина. В 2011 году, когда родилась дочь, Александр решил порадовать супругу, которая обожает лошадей. И подарил ей коня! Вороного красавца. Содержать животное в городе, в Вологде, где тогда жила семья, было неудобно. Сначала купили дачу в Пошехонье, в Рыбинском районе Ярославской области, а потом и насовсем переехали в деревню.
«Мы 13 лет проработали в судах, как юристы. И почувствовали, что устали от такого ритма жизни. А Пошехонье нас покорило своей красотой. И так, фактически в чистом поле, мы и начали стройку. Вложили в строительство все средства от продажи своего имущества», — рассказывает Олеся.
За два года была построена деревня с аналогами старинных домов и столетними амбарами. Что-то супруги привозили из других мест. Научились многому и у местных деревенских жителей, у стариков, хорошо помнящих обычаи и традиции. И даже написали книгу «Рассказы людей ярославских». Получилась настоящая деревня-музей, назвали супруги ее Тыгыдым. А коня своего Пашку – Тыгыдымским конем, и получилось, что пришел Тыгыдымский конь из присказок и легенд на реальную русскую землю.
В Тыгыдым потянулись туристы. Желающим познакомиться с древними русскими традициями, рассказывает Олеся, приходилось на самом деле преодолевать реальное русское бездорожье – 1,5 километра с буквально чавкающей под ногами землей дороги. Но люди шли – уникальность проекта привлекала.
Но через 2 года после постройки Тыгыдыма выяснилось, что земля, которую Пошехонский район предоставил Александру и Олесе в аренду, имеет серьезную кадастровую ошибку. «Исправлять ее они отказывались, переписка шла еще два года. Из–за этого мы не могли зарегистрировать объекты, которые мы построили, а без регистрации аренда была баснословная, до 1 млн в год!» – рассказывает Олеся. Наконец местные власти и вовсе пригрозили Тыгыдыму сносом. Появились экскаваторы. Уникальный проект ждала незавидная судьба московских ларьков, которых снесли за одну ночь. «Мы объявили в соцсетях, что хотим уехать – перевезти деревню. Было много предложений. Вся Россия позвала нас к себе, от Крыма до близлежащих территорий — Углич, Тамбов, Московская область, Сергиев Посад… Но самым реальным было предложение Ярославского взморья. И они не ждали –а приехали сами и сказали: «Мы вас забираем»».
Олеся Мазалецкая-Дегтярева говорит: «Сергей Викторович Бачин — это тот человек, который оказался для нас неожиданностью. Будучи юристами, мы уже перестали верить, что такие люди бывают – честные, порядочные». Проекту отдали в собственность участок земли в Ярославском взморье, в 300 метрах от причала. Целых 4 гектара! В два раза больше, чем семья арендовала в Пошехонье. А еще помогли с переездом.
«Мы перевезли свой бренд. Сейчас занимаемся благоустройством территории. Нам даже не пришлось ютиться в вагончике — нам предоставили служебную квартиру! – делится радостью Олеся. — На чемоданах же жить не будешь особенно с тремя детьми. Переезд шел 3-4 месяца – мы полностью разобрали все построенные нами дома, перевезли их и заново здесь собрали. Происходило это тоже уникальным образом – как когда-то в период затопления земель под водохранилища перевозили целые деревни. А в декабре мы уже начали принимать гостей».
Как рассказывают супруги, Сергей Бачин не оставляет их без внимания — все время спрашивает, что еще требуется. «Идет вопрос о газификации, ведутся переговоры об инженерных коммуникациях. И нам готовы это сделать, — рассказывает Олеся. – А еще появилась у нас идея поставить здесь водяную мельницу и ветряную — восстановить когда-то реально действующие мельницы. И очень важно, что к нам туристы теперь легко доезжают на автомобилях — если когда-то к нам шли по настоящему страшному русскому бездорожью, то здесь есть дорога! До самых ворот идеальный асфальт с парковками. Все сделано, чтобы проект чувствовал себя комфортно! Нас взяли под крылышко и пригрели нас с нашей идеей». И даже тыгыдымскому коню подарок случился – ему купили подругу. Лошадь привезли с мясокомбината – буквально спасли из-под ожа мясника.
Мазалецкие-Дегтяревы считают, что Сергей Бачин буквально спас Тыгыдым. «В России говорили, что такой бренд надо сохранять, но это выглядело как погибающая деревня. Вмешательство такого частного инвестора, душевного человека, которому небезразлична ситуация, это уникально! – говорит Олеся. — Сергей Бачин оказался интересным человеком, который болеет душой за дело, за нашу природу, за страну. Мне кажется, что наша деревня для Сергея Викторовича — отдушина. Он уже привозил сюда свою маму, свою семью и детей. Мама его сказала нам: «Как чудесно, я словно побывала в своем детстве, в той старой русской деревне!». Эта душевность никакими деньгами не оценивается. Он вложил в нас не просто деньги – а вложил душу. Да и само Ярославское взморье восстанавливает здесь местную природу, экологию. Это и есть подлинный патриотизм».