Судостроительная отрасль не смогла скрыть свои проблемы
В конце марта на судостроительном заводе «Пелла» в Ленобласти случилась трагедия — завалился на бок новый (еще не сданный заказчику) морозильный траулер «Скорпион», погибли два человека. И это ЧП вскрыло ряд проблем, которые назрели в судостроительной отрасли РФ. И именно эти проблемы могут грузом потянуть на дно и рыбаков, сообщает КП.
Напомним, «Скорпион» заложили в конце 2017 года, в середине 2019 года спустили на воду, а в середине 2020 намеревались сдать заказчику – мурманской ГУ «ФЭСТ». Управиться в срок не успели, вмешалась целая череда событий, но тогда стороны смогли договориться, срок сдачи перенесли на лето 2021 году.
В свете последних событий, новый компромисс вряд ли возможен. После аварии со «Скорпионом» мурманские рыбаки отказывается забирать судно, на которое был взят кредит в Альфа-банке в лесятки млн евро. Во-первых, внутрь попала вода и могла повредить дорогостоящее оборудование. Во-вторых, рыбки народ суеверный, а тут сразу целая череда неудач.
История с морозильным траулером в очередной раз напомнила о проблемах в судостроительной отрасли страны. В 2017 году, когда стартовала программа инвестквот «квоты под киль» у корабелов появилась надежда. Они получили заказы от рыбаков на 172 млрд рублей, в такую сумму обошлись 53 парохода. Но за почти 4 года, что действует программа, заказчикам сданы только 5 промысловых кораблей. Еще 26, что сейчас на верфях, сдадут с задержкой на срок от 6 месяцев до 2 лет. Оставшиеся корабли будут приняты в работу до 2023 года.
Казалось бы, ситуация была продумала и просчитала десятки раз, но почему-то дала сбой: вместо спасения корабелов обернулась головной болью для них и рыбаков. Деньги, которые перечисляются на верфи рыбаки, идут на решение застарелых проблем. Корабелы закредитованы, денег на качественное и быстрое строительство, на грамотный персонал попросту не хватает. Получается, что одну отрасль спасают ценой другой. О сложившейся ситуации глава Росрыболовства Илья Шестаков был вынужден доложить на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Глава государства дал указание разобраться и держать происходящее на контроле.
Даже если случится чудо, и рыбаки дождутся суда в срок, то перед ними непреодолимой стеной встает новая проблема. Впереди эксплуатация, ремонт… В стране действует всего 30 судоремонтных предприятий, которые способны обеспечить не более 15% потребностей отрасли. При этом порядка 80% устарели морально и физически. Единственный выход – это обслуживание за границей, что ставит российский бизнес в полную зависимость от иностранных партнеров.
В настоящее время происходит обсуждение второго этапа программы инвестквот. Лоббисты по-прежнему предлагают отдать деньги верфям, но на фоне происходящего данное решение выглядит все более сомнительно. Альтернативой может стать развитие береговой переработки. Во-первых, потому что заводы строятся быстрее, а во-вторых, страна нуждается в современных рыбоперерабатывающих (и морозильных) мощностях. Особенно это актуально после ограничения на ввоз рыбопродукции в порты КНР – мировой центр по переработки и хранению рыбы.
На этом фоне все более здраво звучат голоса тех, кто предлагает перераспределить квоты в пользу инвестиций в проекты береговой переработки. Во-первых, потому что заводы строятся быстрее, а во-вторых, страна нуждается в современных рыбоперерабатывающих (и морозильных) мощностях. Особенно это актуально после ограничения на ввоз рыбопродукции в порты КНР – мировой центр по переработки и хранению рыбы.