Главная > Общество > Россияне назвали качества идеального наставника

Россияне назвали качества идеального наставника

14.11.2025 Общество

Согласно данным, представленным Центром знаний «Машук» и АЦ ВЦИОМ, 44% россиян хотели бы иметь наставника. Опрос, проведённый экспертами двух организаций в онлайн-формате, охватил 4005 жителей в возрасте от 8 до 60 лет из разных регионов страны. Итоги исследования были озвучены 12 ноября на пресс-конференции, которая прошла в пресс-центре ТАСС.

Во всех возрастных группах респонденты отметили важность наставничества. Наибольший запрос — у молодых людей: 68% участников моложе 30 лет сообщили, что нуждаются в поддержке наставника. Среди россиян в возрасте 45–60 лет такую необходимость признали 59%.

Константин Абрамов, генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения и председатель Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, представил результаты исследования, согласно которым 77% россиян уже имели наставника или взаимодействуют с ним сейчас. В 60% случаев эта роль принадлежит коллегам по работе, которые помогают в профессиональной адаптации и карьерном росте. Родителей и опекунов наставниками называют 38% опрошенных, учителей и преподавателей — 37%. Родственников в этой роли отметили 27%, а психологов — только 6%.

На основании ответов участников эксперты определили тройку наиболее распространённых наставников: коллеги, родители и учителя — 60, 38 и 37% соответственно. Женщины чаще мужчин обращаются к психологам как к наставникам: 8% против 4%. Примечательно, что лишь 18% респондентов рассматривают друзей в роли наставников.

Антон Сериков, генеральный директор Центра знаний «Машук» и заместитель генерального директора Российского общества «Знание», подчеркнул, что для большинства россиян — 65% — наставник важен прежде всего для продвижения в профессиональной сфере. Ещё 36% нуждаются в наставнике, который мог бы оказать эмоциональную поддержку или помочь в принятии решений. Также немало тех, кто ищет ментора для достижения спортивных результатов либо для решения вопросов в личной жизни и семьи.

Среди опрошенных 94% считают, что наставник должен быть старше своего подопечного. В каждой возрастной группе таких случаев свыше 90%. А вот наставников своего возраста имеют лишь 16% россиян. Пол наставника, по словам 85% участников, роли не играет, хотя практика показывает другое: мужчины преимущественно выбирают наставников-мужчин (50%), а женщины — наставников-женщин (42%).

Наиболее значимыми качествами идеального наставника россияне называют стремление к саморазвитию (74%), умение общаться (70%), терпение (56%) и наличие практического опыта (55%). Материальное положение при этом не рассматривается как решающий критерий.

О происходящих изменениях в сфере наставничества сообщил председатель Комитета Госдумы РФ по молодежной политике и член наблюдательного совета Центра знаний «Машук» Артём Метелев. Он рассказал, что в Трудовом кодексе РФ уже есть специальная статья о наставничестве, а трёхсторонняя комиссия по регулированию трудовых отношений готовит рекомендации для работодателей по внедрению и развитию наставнических программ.