Федеральная резервная система
Федеральная резервная система (ФРС) США создана в 1913 году, по сути, является центральным банком Америки. Отвечает за разработку и воплощение денежно-кредитных отношений в стране. Также осуществляет контроль над деятельностью коммерческих банков и оказывает депозитарные услуги правительству. Является независимой от Конгресса и правительства США. Осуществляя контроль над процентными ставками, может влиять на будущее экономики.
До появления ФРС осуществлялись неоднократные попытки организации центрального банка в США. Начиная с 1791 года по 1913 год, было предпринято две попытки создать центральный банк, однако обе они оказались неудачными. После принятия Акта о Федеральном резерве появилась ФРС. За годы своего существования ФРС претерпела некоторые изменения в своей структуре.
Организационная структура ФРС
Структура ФРС отличается от всех центральных банков остальных стран. Она состоит из:
1. Совет управляющих. Это самый высокий орган власти системы. Своими функциями напоминает совет директоров предприятия. Осуществляет надзор и контроль над выполнением директив и политик системы в стране и на международном рынке. При этом, все члены Совета назначаются президентом Америки на 14 лет. Ранее этот срок составлял 10 лет, затем 12 лет. Сроки управляющих истекают постепенно, что позволяет обеспечивать преемственность членов Совета. Председатель Совета отчитывается дважды в год перед Конгрессом о состоянии экономики и денежной политике ФРС. Председателя назначает Президент на 4 года. Последующий срок правления председателя осуществляется путем голосования членами Совета. По традиции, если председателя не переизбирают после его четырехлетнего правления, то он покидает Совет управляющих до окончания своего 14-летнего срока. По сути, Совет управляющих осуществляет наблюдение и контроль двенадцати резервных банков и банков членов ФРС. Также Совет осуществляет исследования финансового состояния экономики.
2. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке. Осуществляет контроль над денежными предложениями. По закону должен собираться не менее раза в четыре года, на практике собирается до восьми раз в год. Все члены Совета и пятеро из двенадцати президентов резервных банков входят в Комитет. Эти пять президентов имеют право голоса в комитете, однако присутствуют на обсуждениях все 12 президентов региональных банков. Все принятые решения и голосования Комитета подлежат тщательной записи и составлении протоколов собрания.
3. Федеральные резервные банки. Вся территория государства поделена на округа. ФРС состоит из двенадцати округов. В каждом округе есть свой резервный банк. Резервный банк осуществляет контроль деятельности банков участников ФРС. Резервный банк может иметь филиал или офис в ведущих экономических центрах округа. Резервные банки выдают лицензий коммерческим банкам в своих округах. При этом существует жесткие ограничения и требования по получению лицензии и участию в правлении банка.
4. Консультативные советы. Для помощи Совету управляющих образовывают консультативные советы различной направленности. Это Федеральный консультативный совет, Потребительский консультативный совет и Консультативный совет сберегательных учреждений. Каждый совет осуществляет помощь Совету управляющих в решении тех или иных вопросов по денежно-кредитной политике и принятии важных для экономики страны решений.
5. Банки-члены ФРС. Все банки, обладающие лицензией государства, обязаны быть членами ФРС. Свои резервы банки должны хранить в региональном резервном банке, при этом на эти резервные фонды не начисляется банковский процент. Такое положение приводит к тому, что многие коммерческие банки не спешат становиться членами ФРС. Сейчас примерно 47% банков являются участниками ФРС.
Особенности ФРС США
В отличие от центральных банков остальных государств, ФРС является акционерным обществом, при этом акции ФРС нельзя продать или использовать в качестве обеспечения при получении ссуды. На резервы, хранящиеся в резервных банках, не начисляется процент, что приводит к упущению выгоды от выведенного капитала. Все акции принадлежат резервным банкам, то есть, государственных средств нет. При этом, ФРС печатает бумажные деньги, которые дает в долг государству. Однако само создание ФРС осуществлялось на государственные деньги, а затем государство стало брать деньги в долг. При этом ФРС старается не допустить правительство к печати денег.
Еще одной особенностью является то, что членов Совета назначают на 14 лет. При этом срок правления Президента США составляет всего 4 года. Не смотря на то, что президент вправе уволить любого из членов Совета, такого ни разу не было.
Детальный анализ осуществляемых операций ФРС позволяет предположить, что большинство финансовых кризисов было спровоцировано самой системой. Для поддержания уверенности в необходимости такого органа в стране, ФРС осуществляла инициацию финансовых кризисов, а затем помогала стране выбраться из кризиса. Такие действия, скрытые от общественности, делали необходимость работы Системы в стране явной и необходимой, повышая авторитет и значимость Системы в глазах обывателей.
Являясь высшим органом контроля над денежными средствами в стране и отвечающим за выпуск долларов, Система осуществляла неучтенный выпуск долларов на протяжении всего своего существования. При этом, проверить ее практически невозможно. Опровергнуть заключение ФРС не может ни одна структура в стране. Это позволяет Системе выпускать неучтенные доллары, а в случае обнаружения неучтенки, всегда может выдать заключение о поддельности купюр. При этом, даже при стопроцентной идентичности купюр, подкопаться к заключению ФРС невозможно. Являясь одним из крупнейших центральных банков в мире, ФРС пользуется своим авторитетом и применяет подпольные махинации с долларом, при этом осуществляя деятельность на поддержание политики государства и сохранении высокого имиджа.