Государственный долг: внешний и внутренний
Сегодня многие государства столкнулись с проблемой обслуживания долга. Это становится одним из ключевых показателей стабильности в экономике. Именно от того, как будет решаться долговая проблема того или иного государства и будет зависеть его статус в мире экономики, стоимость его национальной валюты, уровень процентной ставки и так далее. При этом проблематика государственного долга актуальна для вех без исключения участников финансовых рынков.
Следует отметить, что сегодня весь мир живет в долг. Даже те, кто еще не родился уже является потенциальным должником. Это определяется тем, что для развития экономик большинство государств уже не способно опираться на собственные внутренние ресурсы.
В 1998 году кризис в восточно-азиатском регионе привел к тому, что мировое производство упало на один процент. При этом в любом современном экономическом кризисе можно найти корни долговых проблем. Американский долговой кризис 90-х, проблемы с европейскими валютами 1992-1993 годах, а потом и азиатский кризис стали результатом именно долговых проблем. Хотя многие ошибочно полагают, что они являются следствием ошибок в экономической политике отдельных государств.
Государственный долг
Понятие государственного долга определяется суммой задолженности по выпущенным и непогашенным займам, в том числе и процентам. Однако четкого определения в данном случае нет. У каждого государства понятие государственного долга определяется его собственными правовыми актами. Ведь когда речь идет о долге, следует понимать, что это долг определенного лица или государства. Именно поэтому и следует опираться на то, каким образом государство понимает это и выражает посредством своих законодательных актов.
Среди причин, которые приводят к появлению государственного долга можно отметить государственные займы, которые привлекаются для нужд развития экономики. Что касается экономически развитых стран, то у них есть огромная задолженность по внутренним долгам. Тем не менее, причины ее появления для каждого государства свои. Некоторые страны берут средства для того, чтобы развивать свое производство. Не всегда государственные займы являются следствием ухудшения экономического состояния. Более того, при грамотном подходе к займам государство может их использовать не только на улучшение экономической ситуации, но и как возможность иметь дополнительное финансирование в рамках правильной программы управления капиталами.
Государственный долг и его виды
Государственный долг бывает внешним и внутренним. К внешнему государственному долгу относятся внешние займы, которое государство берет у внешних кредиторов. Сегодня подобная практика является нормальной и практически любая развитая страна имеет долги перед внешними кредиторами. Однако здесь следует отметить, что суть проблемы заключается как раз в балансе совокупного государственного долга по отношению к ВВП. Есть определенные границы, которые можно назвать рамками разумного займа. Если страна переходит эти границы, появляется большая опасность того, что она может попасть в зависимость от своих кредиторов. Такая ситуация является очень опасной.
Превышение государственным долгом определенного потолка будет довлеть на его экономику и может привести к нежелательным последствиям. Такая ситуация сложилась в Греции, которую спасали и продолжают спасать всей еврозоной. Однако сегодня, как видно, Греция практически не принимает самостоятельных решений и вынуждена следовать четким указаниям из Брюсселя.
Внешнюю задолженность можно условно поделить на низкую и умеренную. Международный банк реконструкции и развития дает свою оценку этим показателям, относя низкий уровень задолженности к менее 18%, а умеренный к 18-30%. По большому счету наличие внешней задолженности означает, что часть продукции, созданной экономикой государства, оно передает внешним кредиторам в качестве погашения своего долга. Если внешний долг растет, авторитете государства на международной арене снижается, а население начинает с большим недоверием относится к проводимому правительством экономическому курсу.
Что касается основных внешних кредиторов, к ним можно отнести другие государства, международные финансовые организации, а также частные фонды, которые не являются резидентами государства-заемщика.
К внутреннему государственному долгу относятся внутренние займы или иные кредитные обязательства перед кредиторами, которые являются резидентами государства. Сегодня такая практика распространена повсеместно. Большинство государств имеют внутренний долг. Однако причины его появления могут быть разными. Иногда появление внутреннего долга и образование дефицита могут являться тщательно спланированными мерами, направленными на стабилизацию экономической ситуации.
Внутренний долг страна дает как бы сама себе, поэтому он не оказывает никакого влияния на объем богатств государства. Отрицательные последствия появления такого долга перекрываются экономическими эффектами от мобилизации дополнительных ресурсов.
К отрицательным последствиям можно отнести следующее. Задолженность гасится за счет бюджетных средств, при этом доходы перетекают в карманы более богатых слоев населения, которые и являются кредиторами. Иногда, для того, чтобы сократить внутренний долг, государство может прибегать к таким непопулярным мерам, как увеличение налоговой нагрузки, что может отрицательно сказаться на экономике. Тем более, что такие шаги могут привести к потере инвестиций. Сегодня подобная ситуация угрожает экономике США ввиду наличия угрозы резкого повышения налогов и одновременно сокращения бюджетных расходов.
Таким образом, государственный долг является сегодня неотъемлемой частью экономик всего мира. Однако следует понимать, что только от того, как государство будет распределять заемные средства будет зависеть, насколько их получение эффективно.